LIT-NN.RU - Литературный портал Нижнего Новгорода

02.08.2010 - УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА

Кстово.руАлександр Алексеевич Еремин (1905 —1993)
Господь отпустил Александру Алексеевичу долгие годы — 88 лет. Попробуй, доживи сейчас до такой даты. Но речь не о том. Просто, видимо, отмечен был Еремин высшей милостью за благочестивую и трудную жизнь своих прародителей — староверцев, или «кулугуров», как говорит он сам в своей автобиографии.

Как бы не клеймил советский писатель А.А. Еремин своего деда-фанатика, от которого даже сын сбежал на вольные хлеба, но … Высокие, резко аскетичные воззрения на жизнь православного человека, его предков, вольно или невольно сказались и на облике Еремина, и на его жизненном и творческом пути.
Главное, Учительство (с большой буквы). Редко, кто из толкователей старой веры не становился им. Оттого такая богатая мозаика вероучений и вероназиданий в старообрядчестве.
Перечислять все согласия и местные церкви — рука отвалится. Да и не в этом суть! Суть — в страстном желании Истины, поиске единственно верного пути в ее постижении, осознании, даже прикосновении (и неважно, в какой сфере, ибо «Дух веет, где хощет»).
Вот и Александра Еремина планида сподобила на долгие годы учительства. Сначала это была сельская школа, потом учительский институт в г. Муроме, университеты г. Перми и
г. Горького. Забыты первые стихотворные опыты, первые попытки утвердить себя в качестве профессионального писателя, но не забыто, не похерено и не утеряно главное — медленное (времена на дворе были явно космополитические) врастание в главную тему — тему России, ее непреходящего величия и высокого, общемирового значения в деле спасения духовного начала жизни. Понятное дело, что это никогда не афишировалось, но суть была именно такова, прикрытая общими, хотя и верными словами о мировом значении русской литературы и культуры в целом.
Специалист по истории русской литературы XIX века, кандидат филологических наук А.А. Еремин эту «ученую» грань своего таланта реализовал в двух книгах — «Пушкин в Нижегородском крае» (1951) и «Пушкин в Болдине» (1972). От чисто академической манеры повествования Еремин сознательно шел и пришел к творческому, художественному воплощению образа великого поэта в повести «После восстания»,
где осмысливал духовную атмосферу российского общества после восстания декабристов.
В повести о Веневитинове «Недопетая песня» А.А. Еремин продолжил и углубил эту тему, сосредоточившись на собственно поэтическом творчестве замечательного литератора.
Александр Алексеевич, во многом как ученый, продолжил работу Ю. Тынянова, который также прошел путь от ученого до писателя, художника («Смерть Вазир-Мухтара», «Кюхля»).
Художнический пафос и внутренняя убежденность в силе человека сказались в интересе писателя к людям крупным, масштабным, талантливым, настоящим «русичам», защитникам и радетелям за свое отечество. Это и «Волжская крепость» (1971) об основании князем Юрием Всеволодовичем Нижнего Новгорода и повести на историко-революционную тему «Три степени доверия» и «По белу свету», в которых действуют и исторические, и вымышленные, созданные воображением прозаика лица.
Историческая тема всегда занимала достойное место в произведениях нижегородских писателей. Достаточно помянуть работы Костылева, Кочина, Еремеева, Макарихина, нынешних Шамшурина, Карпенко, Валерия и Владимира Киселевых, но и на их фоне повести А.А. Еремина смотрятся достойно, по-особенному, по-еремински.
И что замечательно — в своей работе, в своем творчестве А.А. Еремин не останавливался, не костенел в однажды и навсегда найденных приемах, манере повествования. Одни из последних повестей писателя отмечены оригинальным лирическим началом, современным звучанием — «Прощальная улыбка» и «Рябиновая гряда».
И чтобы там ни говорили о застойной атмосфере тех лет, в которых жил писатель, он по-учительски настойчиво напоминал городу и миру о величии и нравственной красоте русского человека, его преданности Родине.

Владимир ЖИЛЬЦОВ
Опубликовано на сайте: http://lit-nn.ru
Прямая ссылка: http://lit-nn.ru/index.php?name=pages&op=view&id=18