Литературный Нижний

Литературный Нижний
Здравствуйте! Приветствуем Вас на сайте писателей Нижегородского края LIT-NN.RU.
Чтобы получить доступ к персональной части сайта, Вам необходимо авторизоваться. Если у Вас нет данных для авторизации, то Вам следует пройти регистрацию.

ПОИСК НА САЙТЕ
 ИНФОРМАЦИЯ
- Главная - Лучшие - Популярные - Список -

У ИСТОКОВ

Критика, публицистика Кстово.руАлександр Михайлович Муратов (1900 —1942)
Александр Михайлович Муратов родился в деревне Чуркино Ярославской губернии 9 октября 1900 года. Нужда заставила его очень рано познакомиться со всеми «прелестями» рабочей жизни начала двадцатого века, — тринадцати лет от роду он поступил на ткацкую фабрику. Труд тогдашних текстильщиков оплачивался гораздо хуже услуг работников других секторов российской промышленности, это была самая незащищенная часть едва народившегося отечественного пролетариата. Изнурительный труд ради копеечного заработка, царящие вокруг невежество и несправедливость, нарастающие протестные настроения развили в молодом Александре врожденную волю, а природная тяга к знаниям и обостренное чувство справедливости, осознание необходимости перемен стали отправными точками его дальнейшей деятельности.

Сразу же после революции 1917 года Муратов с присущей ему энергией и страстью отдает всего себя просветительской деятельности, построению новой пролетарской культуры. В 1928 году Александр Михайлович переезжает в Н. Новгород, именно здесь, в школе профдвижения при Нижегородском крайсовпрофе и Комвузе, где он преподавал, жизнь сводит его с будущими соратниками по литературе.
В бурные послереволюционные годы в Нижнем Новгороде, как и по всей стране, чувство сопричастности к творимой на глазах истории вовлекло в строительство нового, самого
передового и прекрасного мира огромное количество людей. Ни одна эпоха за все время существования человечества не была столь насыщена трагичными и, в тоже время, величественно созидательными свершениями. К сожалению, на первом этапе былое воспринималось не иначе как никчемное наследие, а известные строки Интернационала «весь мир насилья мы разрушим» понимались буквально и служили непререкаемым руководством к действию. Новая культура, начавшаяся с прославившегося на весь мир революционного авангарда, бывшего, кстати сказать, преемником и логичным триумфом русского авангарда 1910-х годов, довольно скоро стала ощущать определенные трудности в своем развитии. Широкое вовлечение в творческий процесс самодеятельных
авторов из пролетарской среды привело к примитивным схемам выражения идей и выявило бедность художественной палитры.
В области литературы, где авангардом выступал РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), безраздельно царил принцип так называемого производственного искусства», понимавшего культуру как явление, насильственно оторванное «капиталистами» от ремесла, стоявшего, по убеждению новых апологетов от творчества, во главе любой человеческой деятельности. Эта организация, объединившая к 1930 году порядка 400 000 самодеятельных авторов, в конечном счете трактовала литературу как один из видов агитации,— повсеместно процветал жанр лозунговых
очерков на производственные темы и хлестких до нелепости пропагандистских стихов.
Наиболее передовая часть молодой советской интеллигенции постепенно приходила к выводу, что Пролеткульт, начисто отрицавший наследие прежней «буржуйской» культуры — тупиковый путь развития. Попытка построения нового искусства, совершенно оторванного от многовековых народных и духовных традиций, показала свою несостоятельность. Но это понималось далеко не всеми, — в далекие двадцатые годы в спорах до хрипоты, в махорочном тумане рабочих клубов, редакций и литкружков рождалась советская литература, этот удивительный сплав реализма и революционной романтики.
Молодой профактивист Муратов активно включается в культурную жизнь Нижнего Новгорода. Вскоре состоялся его литературный дебют в качестве очеркиста, он вступает в Нижегородскую ассоциацию пролетарских писателей — НАПП, председателем которой был избран И. Марченко, и литературную группу «Молодая рать »,организованную при одноименной газете и ставшую ядром будущей Нижегородской писательской организации. На первом этапе А. Муратов не избежал всеобщего увлечения, — его первые очерки напоминают, скорее, развернутые лозунги, чем литературные произведения. Однако очень скоро Александр Михайлович понимает ошибочность такой концепции, а вместе с тем меняется и его подход к раскрытию темы, и сам язык обзорных статей. Окончательно утвердиться в своих новых взглядах помогла встреча с А.М. Горьким, состоявшаяся 10 августа 1928 года. Горький говорил о неустанной работе над словом, об учебе, об освоении опыта предшественников, составивших всемирную славу русской литературы — А.П. Чехова, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, об изучении наследия и творческих приемов А.П. Мельникова Печерского, В.И. Даля, В.Г. Короленко.
В 1932 году он избирается в организационный комитет Союза советских писателей Нижегородского края и вскоре становится руководителем Нижегородского Союза советских писателей, входит в редакционный совет издаваемого организацией журнала «Натиск».В 1934 году, вместе со своими коллегами Н. Кочиным, М. Шестериковым и Б. Рюриковым А. Муратов представляет наш край на Первом съезде Союза советских писателей в Москве, окончательно обозначившего задачи и пути развития литературы.
В предвоенные годы Муратов продолжает свою кипучую организационную и творческую деятельность. Его девизом тех лет служит название собственной статьи — «Писатели,
ближе к жизни!». Александра Михайловича можно было встретить в самых разных уголках Горьковского края. Итогом этих творческих командировок, а чаще, поездок по собственной инициативе, стали многочисленные очерки об успехах социалистического строительства, культурных и производственных победах. Как руководитель писательской
организации он отличался требовательностью и к себе и другим, борясь за повышение художественного уровня произведений нижегородских литераторов. При этом он искренне радовался творческим успехам других и всячески помогал продвижению молодых талантливых авторов. Принял он и самое деятельное участие в работе над двухтомной «Историей Нижегородского края», но, к сожалению, этот замечательный проект, инициатором которого был А.М. Горький, так и не был воплощен в жизнь.
Оставаясь до последнего дня на посту руководителя областного отделения Союза писателей, А.М. Муратов одним из первых ушел добровольцем на фронт Великой Отечественной войны, было это 26 июля 1941 года. Из редких вестей, доходивших с передовой, было известно, что батальонный комиссар Муратов прикомандирован к дивизионной газете где то в Крыму. Погиб он в июне 1942 года при героической обороне
Севастополя. Так оборвалась жизнь яркого писателя и блестящего организатора, так и не реализовавшего до конца свой творческий потенциал. Судьба его схожа с судьбами миллионов людей своего поколения, беззаветно отдавшихся созиданию нового мира. Он был одним из тех, о ком спустя два десятилетия необычайно емко скажет выдающийся поэт, наш земляк А.И. Люкин в своем «Напутствии»:
Крестьянский сын,
Воспитанник завода
И, волею судеб, интеллигент.


Михаил ШКУРКИН


Дата: 29.07.2010
Прочитано: 6489
0
Распечатать


Дополнительно по данной категории

13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Юродивая"
13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Тень стрелы"
13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Серафим"
13.10.2012 - Отзыв на книгу стихов Елены Крюковой "Зимний собор"
10.06.2012 - Усталые стихи. Отзыв на книгу Анатолия Гладышева «Первый сборник стихов».

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Заметили ошибку?
Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам сообщение.
Спасибо за внимание!
Новые книги

Михаил Чижов. Лишить жизни. Роман. Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 286 сю


Остросюжетный социальный роман, обличающий безудержную наживу, безнравственность и пошлость современной жизни.
Кат: Проза
Нет на складе

Валерия Белоногова. Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева. Н.Новго


Книга В.Ю. Белоноговой «Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева» посвящена судьбе известного музыкального критика первой половины XIX века. Улыбышев - автор первого в Европе фундаментального исследования о Моцарте.
Нет на складе

Михаил Чижов "Нижегородские сюжеты". - Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 288 с.


В книге представлены заметки и статьи на темы нижегородской и российской жизни. Большинство из них опубликованы в "Новой газете" в Нижнем Новгороде", а также в "Советской России", "Литературной газете", "Нижегородской правде".
Кат: Прочие
Нет на складе

Олег Рябов "Девочка в саду" (сборник рассказов). "Эксмо", М. - 2016. 352 с.


Перед нами — сборник рассказов удивительного писателя. Так чувствующего весь трагизм и комизм человеческой жизни, так тонко способного передать ее шум и ярость, что, кажется, его живые герои, их простые и странные истории всегда были с нами, мы не могли их не знать, не могли вместе с ними не жить. Каждый рассказ остается привкусом удивления на губах, запахом, облачком смыслов вокруг тебя, читающего…
Кат: Проза
Нет на складе

Олег Захаров, "Есть повод!" (ироническая поэзия). "Книги", 2016. - 176 с.


От автора: "кому-то надо реагировать на «косяки» бытовой жизни! Кто-то должен подмечать и заносить в анналы истории бездумные рекламные слоганы, отвалившиеся буквы и безграмотные транспаранты. Хотя бы для того, чтобы впредь их было меньше. Чтобы авторы идиотских приказов и законов, глупых рекламных кричалок и позорных инициатив хотя бы иногда «включали мозги» и не позорили ни себя, ни нас, ни нашу страну".
Кат: Поэзия
Цена: 200 руб

© ООО «Издательский дом «Земляки», 2007-2016
Web-разработка © Mr.Miksar