Здравствуйте! Приветствуем Вас на сайте писателей Нижегородского края LIT-NN.RU. Чтобы получить доступ к персональной части сайта, Вам необходимо авторизоваться. Если у Вас нет данных для авторизации, то Вам следует пройти регистрацию. |
СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ
ЛИТФОНД
КНИЖНАЯ ЛАВКА
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ПОИСК НА САЙТЕ
|
Усталые стихи. Отзыв на книгу Анатолия Гладышева «Первый сборник стихов».Обычно у авторов, а тем более поэтов, первая книга получается, не то чтобы плохой или слабой, а некоторым образом, если так можно сказать, «скомканной»… Некоторые стихотворные, творческие «зазубринки», «заусенки» в этом случае я нисколько не причисляю к минусам или промашкам такой книги. Наоборот, эти шероховатости позволяют мне надеяться на творческое развитие автора, на его спешку в изложении всего того, что необходимо успеть сказать именно в этой «первой» книге, дабы заявить о себе «в полный голос». И непременно, чтоб голос этот был услышан как можно отчетливей. Если наблюдение этих неверностей, шероховатостей, невнятиц повторяется и в следующих книгах, то приходит разочарование. Книга «Первый сборник стихов» Анатолия Гладышева слишком ровная. Слишком нетороплив его язык. Слишком неспешна поступь. И, можно даже сказать, слишком велика уверенность в верности своих взглядов и суждений. А ведь именно на балансе внутренних вопросов, душевной неуверенности, с одной стороны, и догадок, версий и пророчеств, с другой, рождается чудо поэтического слова. По общей, сквозной интонации книги ей больше подходит название типа «50-й сборник стихов» или «Избранные стихи за 50 лет». Неспешный уверенный бег знакомым уже много-много лет маршрутом и вовсе не вИдение, но констатация окружающих пейзажей и событий вокруг – вот, на мой, сугубо субъективный взгляд, настроение, интонация книги. Ни в коем случае нельзя сказать, что нет точных «выстрелов» и ярких находок, которые и отличают настоящую поэзию от графомании. Достаточно перечислить несколько таких «вспышек»: «…Незримые тайные путы Нам с места сойти не дают. В дни солнцестоянья и смуты Их родиной тихо зовут...» - готовый афоризм, достойный самой изысканной оправы. Или: «Уже в сверкающем июле Видна усталости печать, В листве деревьев, что рискнули Сквозняк ветвями пеленать…» - это ли не высший поэтический образ! И еще: «…Представь, что яблоко намокло, Как птица мокнет на ветвях. Представь его в своих ладонях, Вдохни упругий аромат…» - если не считать ошибок в повторяющихся в соседствующих предложениях словах «представь» и единственном числе слова «птица» и множественном числе слова «ветвях», то как точно передал автор истинность ощущения человеком созревания августовских яблок… А может «ровность» книги от ощущения усталости от жизни и восторженных «полетов» окружающих Анатолия юных дарований? Не исключено… «…слава – вешняя роса, И мне не двадцать…» - говорит автор. Несомненно он имеет на это право… Но скольким сочинителям хотелось бы даже не искупаться и не намочить ноги, а лишь прикоснуться к этой «вешней росе»? Но «…Пусто осенью, пусто». А ведь «вешний» от слова Весна! Не слишком ли рано автор заговорил об осени? Ведь осень календарная – всего лишь образ осени жизни… Усталость… Ранняя усталость… И даже в стихотворении «Весна», которое, казалось бы одним названием должно смыть всю усталость, накопившуюся за «жизненную зиму». Анатолий говорит: «Я постепенно понимаю, // Что не постигну глубины…», а рядом, на следующей странице: «Ни чего от жизни не хочу, // Затушу я пальцами свечу!..» Автор «Первого сборника стихов», несомненно, может мне возразить, что, мол стихи, из которых я привожу строки совсем не про то, и смысл в них совсем другой. НО… Я не говорю сейчас о стихах. Я говорю сейчас о книге. О настроении, которое волею автора могло бы передаться и мне, будь я чуть помоложе и подоверчивее. Что же касается стихов, то ключевым (я выбрал такое прилагательное не случайно и нарочно не использовал слова «основным» или «главным», и, я надеюсь, вы поймете почему) я считаю стихотворение «В опустевшем доме…» В нем чувство усталости достигает высшей, беспросветной точки. И даже дальнейшие просверки надежды кажутся бессмысленными. Не помогает ни «Кактус», ни «Песня». Небольшая «оттепель» в чувствах в стихотворении «Ранняя весна» заканчивается новыми «заморозками» «Больницы…» Итак, итог. Общий стиль книги напоминает выступление нашей биатлонистки Анны Богалий-Титовец на Чемпионате мира – 2012. При неплохой стрельбе – не самый быстрый, а порой и неторопливый бег. В результате – чемпионат не только без медали, но даже и не в первой десятке. Не знаю, понятно ли мое сравнение, но впечатление именно такое… Это книга усталого человека. Усталого Анатолия Гладышева. Конечно, жизнь наша не сахар. И даже не соль… Настоянная на бесконечной беспросветной беде народа, сдобренная политическими и экономическими дрязгами, пущенная через воронку неприкрытого, оголтелого геноцида, она растеклась по долам и весям нашей многотерпной Родины. И всё таки… Всё таки… Задача литератора, писателя сейчас состоит именно в том, чтобы даже в нашей скорбной действительности дать надежду, что не все потрачено и не все потеряно. Дать приют в своих стихах истерзанным душам. Приласкать, приободрить, показать Свет. Не просто излагать, но веру дать. На вере (я сейчас не только о боге) стоит и стоять будет Земля Русская. А силушки и терпения русскому Ивану не занимать. Прошу заметить, что все то, что изложено выше – это сугубо мое личное, субъективное мнение. Вячеслав Карташов. PS: Лучшим произведением книги Анатолия Гладышева «1 сборник стихов», на мой взгляд, является «Голос, отмеченный своеобразием» - предисловие, написанное Владимиром Жильцовым. PPS: Позволю себе, дать автору на будущее личный совет: не надо ставить стихотворение «Памяти…» в конце книги.
|
|
© ООО «Издательский дом «Земляки», 2007-2016
Web-разработка © Mr.Miksar |