«Нижегородская правда». 4 января 2003 года. «Заступник за Россию. Новое прочтение биографии Серафима Саровского»
Ничего в последнее время я не читал с таким жгучим интересом, как страницы книги историка и литератора Валентина Степашкина «Преподобный Серафим Саровский: предания и факты». Казалось бы, уж о такой личности, как Серафим Саровский, все сказано и ничего нового добавить невозможно – источников вдоволь за более чем полтора столетия, начиная с первого жизнеописания преподобного старца, написанного в 1841 году иеромонахом Сергием. Однако предания были не отделены от фактов, а потому некоторые противоречия постоянно смущали серьезных исследователей, которым был недоступен монастырский архив в Сарове.
С поразительной тщательностью Степашкин исследовал всю ему доступную литературу о старце, материалы Курского, Пензенского, Тамбовского, Нижегородского госархивов, архива Мордовии и Центрального исторического архива Москвы, отдела рукописей Российской государственной библиотеки, множество местных документов, чтобы найти истину и представить на суд читателей реальную биографию одного из самых почитаемых святых Православной церкви.
Именно сам процесс исследования, которому более всего уделил внимание автор в своей книге, захватывает как самый увлекательный детектив – хоть и едва ли уместно это сравнение, но другого тут не подобрать, - и от книги невозможно оторваться. А скрупулезность, въедливость и аргументированность автора убеждают в его правоте и его научной добросовестности.
Невероятно трудно преодолеть сложившиеся стереотипы в отношении личности знаменитого подвижника и чудотворца, тем более что эти стереотипы устраивали настоятелей Саровского монастыря, однако истина дороже всего, и во имя ее автор не пожалел трудов, которые оправдались немаловажными, можно даже сказать – сенсационными, открытиями.
Наконец-то, например, стало возможным установить точную дату рождения Прохора Машнина – будущего преподобного старца Серафима и тем самым выстроить верную линию его жизни.. Отныне совершенно определенно следует считать подлинным годом появления на свет купеческого сына Прохора не 1759-й, что выбит на надгробном памятнике, а 1754-й. Факты, приведенные Степашкиным в книге, неоспоримы.
Немало нового может узнать читатель и о причине ухода старца из монастыря в пустынь, о его уединенной келейной жизни, о его духовном испытании по примеру святых отцов-отшельников. Знаменательный факт: автор приводит в книге поразительный документ о награждении нескольких иеромонахов, в том числе и преподобного Серафима, наперсным крестом в честь победы над французской армией, вторгшейся в Россию в 1812 году. Это отличие было введено императором Александром, манифест которого от 30 августа 1814 года изъяснял:
«Священнейшее духовенство наше, призывавшее пред Олтарем Всевышняго теплыми молитвами своими благословение Божие на Всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия ободрявшее народ к единодушию и твердости, в знак благоговения к вере и любви к отечеству, да носит на персях своих, начиная от верховного Пастыря включительно до Священника, нарочно утверждаемый для сего Крест с подписью 1812 года».
Особая тема – легенда о встрече отца Серафима и Пушкина. Исследователь дотошно выясняет происхождение этой легенды, отвергая все нелепости, которые она порождает, и доказывает, что этой встречи не могло состояться. Кстати, в некоторых публикациях последних лет упорно, если не сказать назойливо, втолковывается читателю и о возможности посещения Серафима Саровского царем Александром I. Увы, и тут желаемое выдается за действительное.
Впрочем, мифы о том, что преподобный старец имел непосредственное влияние на судьбы его знаменитых современников, вовсе не случайны. Духовная сила чудотворца была так велика, что сохранила свое воздействие и после смерти святого, о чем и свидетельствует в поэме о Серафиме Саровском Максимилиан Волошин:
Серафим и мертвый
не покинул
Этих мест, прославленных
молитвой
И великое имея
дерзновенье
Пред ГОСПОДОМ,
заступником остался
За святую Русь, за грешную
Россию.
И, конечно, мистически связаны со святым Серафимом и Александр Благословенный, и великий поэт Пушкин, и все выдающиеся деятели русского народа, судьба которых неотрывна от православия и которым подвижнический подвиг старца, воспринятый не только в сугубо религиозном, но и нравственном аспекте, был близок.
Прав Степашкин, утверждая, что из исследованных материалов со всей очевидностью видно, какую непростую жизнь прожил преподобный старец, потому что эта жизнь хоть и была в значительной мере отшельнической, все же вобрала в себя, соединила с собой множество других жизней, определив духовную высоту времени, в которое призывал Серафим «стяжать дух мирен».
Книга Валентина Степашкина, живущего и творящего в Сарове – несомненный прорыв в «серафимоведении». Изыскания, которые проводились автором в течение десяти лет, поддержанные священнослужителями и архивистами, привели к успеху. Безусловно, эти изыскания еще не закончены. И хочется пожелать автору, чтобы начатое им благое дело принесло ему новые открытия. Замечательно, что он руководствуется мудрым наставлением игумена Исайи Второго, современника преподобного Серафима: «Подлинно, как уменьшение истинности в описаниях праведных мужей и чего либо достойного замечания, так и излишняя похвала их, отнимает честь у них».
Валерий Шамшурин
(1075 Прочитано) | Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|