Литературный Нижний

Литературный Нижний
Здравствуйте! Приветствуем Вас на сайте писателей Нижегородского края LIT-NN.RU.
Чтобы получить доступ к персональной части сайта, Вам необходимо авторизоваться. Если у Вас нет данных для авторизации, то Вам следует пройти регистрацию.

ПОИСК НА САЙТЕ
 Чижов Михаил. Публицистика
Главная / Чижов Михаил. Публицистика / К истокам России
Предыдущая работа: Алтарь Отечества
Следующая работа: Год грядущей культуры

К истокам России


Мих.Чижов
К истокам России

«В дороге к родным пенатам мы много пели, грустили и тайно надеялись, что продолжение последует. Так ли? Не знает, наверное, никто. Жизнь меняется быстрее, чем мы к ней привыкаем. Это плохо, но это так.
Когда я и еще несколько «ополченцев» выходили из автобуса у Московского вокзала в Нижнем Новгороде, вслед нам грянуло: «А дома, дома пирожки/ и много, много молока…».
И на глазах навернулись слезы».
Такими словами заканчивался мой очерк о 12-ой экспедиции «Алтаря Отечества» по маршруту ополчения гражданина Минина и князя Пожарского, 400-летие которого мы отмечали в прошлом году. Наши сомнения и тревоги исходили из печальных для русской культуры современных капиталистических реалий, когда выделение финансов для проведения подобных акций почти полностью находится в руках спонсоров, а не бюджета. Отстегнет спонсор от своих прибылей, кстати, нажитых на наших с вами, дорогой читатель, налогах – культурно-просветительской акции быть. Не отстегнет – в процессе воспитания патриотизма у молодых людей наступает спад. Но не будем более о грустном. Деньги на акцию в более укороченном виде все же нашлись.
История русская богата, и каждый год несет новые памятные и юбилейные даты. Так и 2013 год отмечен 1150-летием создания святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием глаголицы (славянского алфавита) и кириллицы, ставшей в 1708 году основой для русского шрифта. Великим достоинством русской азбуки (по моему мнению) является однозначное соответствие между фонемой и буквой. Это достоинство особенно ощутимо, если взять, к примеру, английский язык, где правописание некоторых слов приходится просто-напросто заучивать, как китайские иероглифы, из-за несоответствия звуков букве. Однако оставим лингвистику в покое.
Так, 2013 год памятен нам и как год 1025-летия крещения Руси, хотя можно спорить о достоинствах этого события, так как Русь, бывшая до киевского князя Владимира языческой, была отнюдь не отсталой. Мы сейчас, разумеется, не будем говорить в сослагательном наклонении, что было бы останься Русь языческой. История зафиксировала, что византийское православие, почерпнутое Русью с благодарностью, оказалось настолько мощной скрепой в деле создания Русской государственности, что заслуга его не требует никаких дополнительных доказательств.
Тринадцатый год XXI века запомнится нам и как год 400-летия дома Романовых, но особых торжеств по этому поводу в юбилейный для самодержавия год никто и не заметил. Посетил, правду сказать, Нижний Новгород председатель российской монархической партии из Москвы, пришли посмотреть на него человек 20, тем дело и кончилось.
Главное, что жив русский дух, жива патриотическая идея приобщения молодежи к истории России, жив конкурс, проводимой организацией «Алтарь Отечества», есть победители, наградой для которых стала новая поездка с названием «К истокам России». Маршрут её - Нижний Новгород – Балахна – Владимир – Суздаль – Москва - Нижний Новгород.
Итак…
День первый
Он был короток этот первый день ноября. Не потому, что поздняя осень, а потому, что программа его была непродолжительной. В 15-00 участники собрались в большом зале здания правительства Нижегородской области в Кремле, где победителям конкурса «Моя губерния» министр внутренней политики А.Н.Мигунов вручил награды. В конкурсе 6 номинаций: «Художественное слово», «Фоторепортаж», «Литературное творчество», «Патриотическая песня», «Историческое краеведение», «Прикладное творчество». Закончилось мероприятие концертом, данным самими награжденными.
Как писателя меня, прежде всего, заинтересовал молодой литератор Антон Лукин, которому нет еще и 28 лет. Мы и раньше были знакомы, но теперь времени для разговора оказалось больше, и я с удовольствием расскажу о Лукине, о пути его становления.
Родился он и вырос в селе Дивеево, в крестьянской семье. И как говорил Антуан (тот же Антон, только по-французски) де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства», так и Антон Лукин всем обязан детству. Сказкам, которые рассказывала ему бабушка, поездкам в деревню к другой бабушке, ночевкам на сеновале с рассказами «страшилок» о чертях и ведьмах, наблюдениям за яркими звездами на черном, глубоком небе, купаниям в маленькой речке со студеной водой, застольям, организуемым взрослыми на природе, русским песням. Такая тесная связь с народом и природой и стала тем рычагом, что повернул его к творчеству, а простонародный певучий язык навечно закрепился в его чуткой на красоту памяти. Антон стал «усовершенствовать» старые сказки, в них теперь могли встретиться и Буратино и Баба Яга, а Карлсон с Кощеем Бессмертным, а Свинопас Андерсена с русским колобком.
Иван Бунин так объяснил истоки русского воображения:
Мы сказками предания зовем,
Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И тишине доверчиво внимаем.
Потому-то рука Антона потянулась к ручке и листу бумаги, и уже в 8 лет он пытается написать самодеятельные сказки «Колючий камень», как переработку «Горячего камня» Аркадия Гайдара, «Зачем животным хвост», позднее вошедшие в первую книжку «Волшебная страна». В них нашла место и старая Кикимора, что жила, по словам бабушки, в старом заброшенном колодце, полуистлевший сруб которого лишь на несколько сантиметров выступал над землей. К нему тянуло Антона и других детей, а взрослые останавливали, боясь, как бы они не упали в колодец, придумав Кикимору.
Стихи Есенина поразили 14-тилетнего Антона в самое сердце. Особенная грусть ложится на душу, когда читаешь такое:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес, да монастырь.
В Дивеево сейчас всё именно так: и монастырь процветающий, и заброшенные поля, и некошеный сенокос. Есенин буквально заставил Антона откликнуться собственными стихами, горячими, пусть неумелыми, но подкупающими искренностью и болью.
После школы окончил техникум по специальности «правовед». В техникуме писал стихи, служил в автомобильных войсках в Курске, познакомился с местными писателями и поэтами - Детковым, Першиным, Воробьевым (заочно). Доминантой в мыслях Антона была одна, но «пламенная страсть» - писательство, и эта ранняя предопределенность замечательна и символична и радует нас, старых писателей. В 2009 году в нижегородских издательствах появляются две небольшие книжечки Антона «Волшебная страна» и «Голубоглазая», в 2010 году – «Судьба солдата» (о прадеде) и «Самый сильный в школе», в марте 2011 вышла повесть «Антошка». Лукин печатается в московских, санкт-петербургских, ставропольских, пермских и других газетах и журналах, среди них такие известные, как «Литературная газета», «Молодая гвардия», «Литературная учеба» и другие.
Замечательный рассказ «Жених из райцентра», созданный Лукиным в стиле писателей «деревенщиков», таких, как Федор Абрамов, Василий Белов, Василий Шукшин, отмечен премией имени Андрея Платонова «Умное сердце». А в 2013 году книга Лукина «Самый сильный в школе» выдвинула его в число дипломантов Всероссийской премии «Золотой Дельвиг», организуемой «Литературной газетой».
Все эти достижения говорят о том, что наш юный нижегородец вышел на всероссийский уровень, и мы желаем ему: «Так держать!»

День второй
Суббота, 2-ое ноября. В большом остывшем за ночь автобусе «Ман» нас, нижегородцев, собравшихся в 6-30 на площади перед концертным залом «Юпитер», мало. Пять человек. Потом подъезжает «девятка», из неё молодой, гибкий парень выгружает специальные музыкальные футляры, по виду которых можно без труда определить, что в них скрипка и баян. Интересное сочетание, подумалось мне, совсем, как у Петра Лещенко, того самого, что пел перед войной «Очи черные», «Чубчик», «Станочек» и другие песни шансона. Парень размещает в автобусе свою миниатюрную спутницу и инструменты, а сам уезжает, договорившись с шофером о встрече в районе Бурнаковки.
Автобус спускается по плохо освещенному Зеленскому съезду, и вот вам другой «шансон». На улице Широкой двери «Закусочной» широко распахнуты, из них льется яркий свет, в котором мелькают многочисленные тени «проголодавшихся» в семь (7) часов утра нижегородцев. Вероятно, завсегдатаи «голодали» всю ночь в этих стенах. «Новая» Россия?
К дворцу культуры Балахны мы прибыли к 8-00. Здесь к нам присоединяется основная часть победителей конкурса: певцы, танцоры, чтецы, музыканты. Краткий инструктаж и оглашение распорядка на сегодняшний день. Первая и главная часть его – освящение в церкви Рождества Христова горсти болгарской земли, взятой у памятника Кириллу и Мефодию в Софии. Затем, в Москве, на Славянской площади у подобного памятника создателям глаголицы и кириллицы, мы соединим болгарскую землю с русской, символизируя, тем самым, славянское единство. Инициатор и главный исполнитель этой акции, посвященной 1150-летию создания славянской азбуки, член Союза писателей России, поэт Александр Всеволодович Попов. Именно он, в жилах которого течет и болгарская кровь, брал в Софии землю. Он и бессменный руководитель акции «Алтарь Отечества» Владимир Игоревич Блинков закладывают её в красивый металлический тубус, на завинчивающейся крышке которого кратко выгравировано то, о чем сказано выше…
Простые контуры небольшой церкви Рождества Христова (1675г.) спокойны и величавы. В одном из приделов батюшка окропил святой водой капсулу с землей и всех нас, присутствующих при этом таинстве, пожелав счастливого пути и Божьего благоволения. Забрав по пути из пансионата «Дубки» остальных участников акции, собравшихся здесь из дальних уголков области, в том числе и Лукина, наши два автобуса немецкого производства взяли курс на Владимир.
Пока за окном мелькают осенние печальные пейзажи самое время вспомнить историю (истоки) тех мест, из которых «пошла- есть» северо-восточная Русь.
Владимиро-Суздальская земля и Нижний Новгород оказались тесно связанными в средневековой истории России. В конце Х и начале ХI веков Ростово-Суздальские земли принадлежали киевскому князю Ярославу Мудрому, основателю Ярославля. Одновременно он был и князем Великого Новгорода. Смерды, так в ту пору называли крестьян, в 1024 году, руководимые языческими волхвами, подняли первое антифеодальное восстание, обусловленное неурожаем зерновых. Они подступили к Суздалю (Суждали) и захватили общинный хлеб. На подавление восстания прибыл Ярослав Мудрый и жестоко расправился со смердами и волхвами, о чем говорится в летописях, наряду с упоминанием Суздаля. Этот год и считается годом основания города Суздаля, сыгравшего огромнейшую роль в укреплении и развитии русской государственности на северо-востоке Русской равнины. С 1093 года этими землями стал владеть внук Ярослава Мудрого - сын Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина Мономаха. Византийское православие укреплялось и распространялось по Руси не только за счет миссионерской деятельности христианских епископов, но и путем создания династических браков. Потому-то Владимир Всеволодович и получил прозвище Мономаха, от него происходит название такого символа царской власти, как «шапка Мономаха» - короны русских царей.
В 1107 году Суздаль подвергся нападению волжских болгар, для его отражения в Суздаль прибыл киевский князь Владимир Мономах, заложивший на следующий год на Клязьме город, названный в его честь Владимиром. Князь строит в Суздале первое в этих местах каменное соборное здание в честь новой православной религии. Постепенно Суздаль отнимает первенство у Ростова и становится столицей Ростово-Суздальского княжества, первым самостоятельным князем которого становится сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий, основатель Москвы.
При Юрии Долгоруком северо-восточная Русь еще более развивается и укрепляется. Наряду с Москвой закладываются и другие новые города - Переславль-Залесский, Юрьев-Польской (то есть на поле), Дмитров, Звенигород, Гороховец, Городец на Волге.
В Суздале у него рождается сын Андрей (Боголюбский), создатель новой внутренней государственной политики – единодержавия (самодержавия). Он перенес столицу из Суздаля во Владимир на Клязьме, который решил сделать общерусской столицей и затмить ею славу «матери русских городов – Киева». При нем Владимир бурно застраивается – закладывается кафедральный Успенский собор, строятся Боголюбовский замок с княжеской резиденцией на Нерли с придворным храмом Рождества Богородицы, а при впадении Нерли в Клязьму – монастырь с церковью Покрова Богородицы.
Но даже и в те далекие времена всегда находились противники единодержавия, которое им казалось слишком обременительным. Представители старой ростово-суздальской знати 29 июля 1174 года проникли во дворец Андрея Боголюбского и зверски расправились с ним. Князь-мученик канонизирован русской православной церковью в 1702 году при Петре I - первом императоре России, самодержце. В разразившейся после убийства князя Андрея междоусобной борьбе (вот одно из следствий падения единовластия) победу, к счастью для Руси, одерживает младший брат Андрея – Всеволод. Его назовут Всеволод Большое гнездо, ибо у него было 8 сыновей и 4 дочери. Святая дюжина.
Третий из его сыновей – великий князь Владимиро-Суздальский Георгий (московские историки называют его до сих пор Юрием II) закладывает в 1221 году при впадении Оки в Волгу будущий Нижний Новгород. Это первая, так сказать, связка между Суздалем и Нижним Новгородом. Сам Георгий Всеволодович погибает 4 марта 1238 года на реке Сити (место затоплено Рыбинским водохранилищем) в сражении с татаро-монгольскими захватчиками.
Следующая связка образовалась уже в XIV веке после смерти (1340) Ивана I (Калиты), присоединившего земли Владимирского княжества к Москве. Недовольные этим ростовские, суздальские и тверские князья отправились в Золотую Орду. В результате их «битья челом» Нижний Новгород и Городец были переданы суздальскому князю Константину Васильевичу, а затем возникло Нижегородское великое княжество (1341-1392гг.) Между Нижним Новгородом и Москвой начались трения, которые прекратились только после женитьбы московского князя Дмитрия (Донского) на Евдокии, дочери князя нижегородского Дмитрия Константиновича (правил в Нижнем с 1365 по 1383годы). Лишь в 1392 году Нижний Новгород был присоединен к Москве.
Следующая связка Нижнего Новгорода и Суздаля относится к периоду освобождения Руси от польско-литовской оккупации в начале XVII века. «Выборный человек всея земли» Кузьма Минин пригласил в собираемое им народное ополчение суздальского князя Дмитрия Михайловича Пожарского. После ратных подвигов и государевой службы (начальник Судного приказа) Пожарский по обычаю своего времени принял монашеский постриг в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре, где и похоронен. За годы советской власти место захоронения национального героя России было утеряно, но в 2007 году, благодаря археологическим раскопкам обнаружено точное место, над которым теперь мраморный крест. Восстановлен по старым чертежам и мавзолей, установленный на пожертвования русских людей в 1885 году. Белокаменный мавзолей стоит несколько в стороне от могилы Д.М.Пожарского, внутри его находится икона Казанской Божьей матери, под сенью которой ополчение Минина и Пожарского освобождало Москву. Мавзолей открыт в 2009 году, освящал его патриарх Русской Православной Церкви Кирилл.
Именно со Спасо-Евфимиевского монастыря началась наша экскурсия по Суздалю, и именно этот монастырь также является зримым примером тесной связи Суздаля и Нижнего Новгорода. Суздальский митрополит Дионисий в 1350 году попросил суздальско-нижегородского князя Константина Васильевича подыскать ему инока, чтобы тот мог стать игуменом нового Спасо-Преображенского монастыря в Суздале. Тот посоветовал ему монаха Евфимия из Печерского монастыря, что и сейчас украшает Нижний Новгород и правый берег Волги. Видимо, Евфимий пришелся ко двору монастыря, был трудолюбив, строг и справедлив. Тем и остался в народной памяти навечно, так как после его смерти его имя благодарные насельники включили в название монастыря. Спасо-Преображенский мужской монастырь, что гордо возвышается на крутом берегу реки Каменка, стал называться Спасо-Евфимиевским. Это настоящая крепость, можно назвать его и Кремлем, так как имеет он 12 разнотипных высоких башен, соединяющих могучие красноватого цвета стены с бойницами. Такое крепостное укрепление построено за 4 года с 1660 по 1664 годы. Перед входом в него установлен бюст Дмитрию Пожарскому, улица, где находится монастырь, также носит имя национального героя России.
В XVII-XVIII монастырь - крупнейший феодал-крепостник, которому подчинялись 6375 крестьян только мужского пола. Запасы продовольствия в погребах и многочисленных амбарах были неисчислимы. Монастырская опись 1701 года свидетельствует о таких вот запасах: «232 связки сушеной белой рыбы, 540 лытей (связка по 12 рыб) черной рыбы, 2170 вяленых лещей, 32 кади (по 9 мер) щук, 40 калуг, 216 севрюг, 25 пудов икры, 255 белорыбиц, 20 лососей, 25 пудов меду, 68 пудов коровьего масла, 31 ведро постного масла, 576 пудов соли». Все эти не скучные цифры я привожу для того, чтобы показать, как богата и обильна была земля русская без нефти, газа и других полезных ископаемых.
Хотя и приняла православие немка Екатерина II, но значительно ослабила его, начитавшись «друга» Вольтера, атеистического идеолога французской революции 1789 года. При ней в России из 732 мужских монастырей осталось только 161, а из 222 женских – всего лишь 39! Пятикратное урезание! Монастырские же земли и работающих на них крестьян она раздала бесчисленным своим любовникам и фаворитам. Спасо-Евфимиевский монастырь устоял, но большинства своих земель лишился. Кроме того, хитрая Екатерина нанесла монастырю значительный моральный урон, повелев в 1764 году организовать в нем тюрьму «для умалишенных колодников». В ней сидели отнюдь не сошедшие с ума монахи, но и светские люди, и пользовалась тюрьма самой дурной славой в России. Так, 21 год в ней промучился провидец, монах Авель, предсказавший еще на рубеже XVIII-XIX веков печальную участь дому Романовых. Здесь умер декабрист Федор Петрович Шаховской, а всего за 150 лет прошло 350 узников.
При советской власти (1923) здесь создается Суздальская тюрьма особого назначения (СТОН) – сколь символическое название, еще более выразительное, чем СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Здесь «перевоспитывались» эсеры, меньшевики, кадеты. Затем их сменили троцкисты, бухаринцы, то есть та «старая гвардия» большевиков, мечтавших о перманентной мировой революции в ущерб России. После аннексии Чехословакии фашистской Германией в 1939 года здесь были размещены интернированные чехи и словаки во главе с Людвигом Свободой. До начала Великой Отечественной войны в рамках соглашения с Германией они считались заключенными, хотя таковыми на самом деле не были. Здесь создавалась армия Людвига Свободы, сражавшаяся против фашистов до освобождения в 1945 году Праги.
В Суздальской тюрьме после разгрома фашистов в Сталинграде сидели пленные нацистские офицеры, и сам Паулюс пробыл здесь два месяца. После войны здесь были колонии для малолетних преступников: сначала мальчишки, а потом девчонки, и, наконец, с 1969 года здесь, на территории Спасо-Евфимиевского монастыря разместился музей. Проект и результаты реставрации монастыря удостоились государственной премии.
Замечательна белокаменная звонница с десятками колоколов, но главной её примечательностью являются гигантские часы, сработанные в средневековье. Они единственные в России, да и в мире тоже! У них на циферблате («листок с цифрами» - в переводе с немецкого) стоят буквы кириллицы: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, и, иже, како.
Побывали мы и в главном соборе монастыря - Спасо-Преображенском храме, сохранившем свое убранство и росписи (фрески) с XVII века. Расписывала собор бригада художников из Костромы во главе с известным на ту пору мастером Гурием Никитиным по заказу митрополита Павла, духовника царевны Софьи, той самой, что пыталась противодействовать реформам Петра I, находясь в московском Новодевичьем монастыре.
Много мы узнали от замечательного экскурсовода, что и не перескажешь. И все мое повествование лишний раз доказывает, как велика и многообразна русская история, которую новыми государственными школьными стандартами сводят до элементарных блоков, связанных с историческими лицами, по схеме: родился, женился, прославился, умер. А что более можно изучить по школьной программе, если на предмет «история» отводится в неделю 2 урока по 45 минут?
Подобное изучение можно сравнить с нашей «экскурсией» по Владимиру, когда мы за полчаса буквально обежали два знаменитых храма: Успенский и Дмитриевский. В голове какой-то неясный сумбур и отрывки фраз и имен: Андрей Рублев, погребение Георгия Всеволодовича и его отца Всеволода Большое гнездо, Аксинья или Агафья, его жена. Ну, ладно мы торопились, потому что в 17 часов мы должны давать концерт в Суздале. А куда торопят наших школьников? Потому и адресован этот мой подробный очерк в основном для молодых людей, пробежавших историю по школьной программе.
В уютном Дворце культуры Суздаля наш концерт прошел, как всегда с успехом. Жители Суздаля долго и искренне аплодировали танцевальному ансамблю «Радуга» с автозавода, исполнительнице песни «Валенки» Марии Беляевой, Марии Мухиной - песня «Ярмарка», Валерию Агапову, фольклорному коллективу «Светелка». Более всего им (да и мне тоже) понравился дуэт «Touch» (прикосновение).
Представьте себе пару: она миниатюрная шатенка в темно-лиловом парчовом платье в пол с невесомой скрипкой под нежным подбородком. Он – на голову её выше, худой и гибкий, как лоза, с немалым по размеру оркестровым баяном. Он белозубо улыбается, она внешне сдержана, радость от прекрасной музыки выдают лишь глаза. Во время исполнения они доверительно сближаются, а потом расходятся, чтобы подчеркнуть виртуозность тех или иных музыкальных пассажей.
Мне захотелось узнать о них больше, и я поделюсь вам о том, что они мне рассказали. В 2006 году с сольным концертом в Нижний Новгород приезжал всемирно известный джазовый аккордеонист Ришар Гальяно со своим квартетом «Tanguaria». И в тот же вечер вдохновленные студенты консерватории Михаил Никифоров (баян) и Мария Калинина (скрипка) решили создать свой совместный дуэт «Touch». Новоявленный коллектив был назван в честь мюзета Ришара Гальяно «Afrenchtouch». Также как и великий мастер аккордеона, затронувший их сердца, молодые музыканты решили делиться своим творчеством, чтобы люди могли «прикоснуться» к музыке.
Инструментальный дуэт стал пользоваться большим успехом на различных концертных площадках нашей страны, тем более что на момент создания дуэта Михаил и Мария уже имели за своими плечами несколько побед на всероссийских и международных конкурсах как солисты. Новый коллектив выделялся неугасаемым интересом к различным музыкальным стилям и течениям. Сегодня в репертуаре коллектива много тематических программ, посвященных латиноамериканской, французской, джазовой, советской, русско-народной, современной музыке. Благодаря этому, дуэт ежегодно принимает участие в различных концертах и фестивалях: французского искусства 2012г., голландского кино 2013, «Баян и время» 2011г., концерт на выставке фотографа Антона Ланге «Россия из окна поезда» (Новый манеж 2010г.), «Немое кино под современный аккомпанемент» (К/ц «Рекорд» 2013г.). И вот теперь они участники патриотической акции «Алтарь Отечества».
В 2012 году вышел их первый компакт диск «Под небом Парижа», на котором они записали свои акустические версии известных французских хитов. Свою музыку Михаил и Мария позиционируют как «разговор двух сердец» с помощью скрипки и баяна.
Я и, надеюсь все, прочитавшие этот очерк, пожелают успехов молодому коллективу…
Есть такое литературное клише, нудно подчеркивающее связь старого и нового в нашей жизни, истории, быту. Без преувеличения Суздаль такой город, где выходишь из Дворца культуры, построенного в шестидесятые годы ХХ столетия, и взгляд упирается в беленую стену Ризположенского женского монастыря, ведущего отсчет своего времени с 1207 года. И таким соседством надо гордиться, и надо знать, что в годы возникновения Ризположенского монастыря, дикие норманны еще не знали никаких городов, а на Руси их насчитывалось уже многие десятки. Уважать надо западную, как впрочем, и восточную культуры, но, прежде всего, требуется четко различать то, положительное, что требуется перенимать, и отрицательное, которое на русский порог не следует пускать. Как, например, установки ювенальной юстиции, под корень разрушающей все достижения традиционалистской русской семьи. Без семьи русский мир погибнет...
Ночевали мы в 2-х этажном мотеле фешенебельного Суздальского туристического центра. На первом этаже гараж и туалет, на втором комфортабельные две комнаты на семью из четырех человек. Прелесть!
День третий
Туманным утром мы направились в Москву. Пребывание в ней до малых тонкостей совпадало с прошлогодней экспедицией. Отель «Молодежный» на Дмитровском шоссе, концерт в фольклорном центре Людмилы Рюминой (ул. Барклая – 9). Наши исполнители были на высоте, аплодисментами зал неизменно подтверждал сей факт.

День четвёртый (4 ноября)
В соответствии с планом нашего путешествия в 9.30 утра мы вышли из автобусов на Славянской площади. Здесь трудами «Нижегородского землячества» в Москве к нашему приезду было всё подготовлено для проведения акции символического славянского единения.
24 мая в День празднования 1150-летия создания славянской азбуки часть земли, взятой от памятника Кириллу и Мефодию в Софии, была возложена к памятнику Первоучителям словенским в Мурманске (точной копии памятника в Софии, подаренной в 1990 году Болгарией Мурманску за возрождение Кирилло-Мефодиевской традиции в России).
И вот 4 ноября оставшаяся часть болгарской земли была торжественно соединена с русской землей у памятника Просветителям славян в Москве.
Тем самым, благодаря усилиям бессменного руководителя духовно-патриотической акции «Алтарь Отечества» Владимира Игоревича Блинкова, удалось достойно завершить Кирилло-Мефодиевский Славянский Ход по маршруту: Нижний Новгород - София - Мурманск - Москва, целью которого было воссоединение, хотя бы и символическое, нашего некогда единого славянского пространства.
А ещё в день отъезда мы посетили московский планетарий. Это оказалось зрелищем незабываемым, которое также трудно пересказать, как и сосчитать все звезды на ночном небе.
Закончу повествование стихами Игоря Северянина:
О Росси петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть.

(860 Прочитано)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Заметили ошибку?
Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам сообщение.
Спасибо за внимание!
Новые книги

Михаил Чижов. Лишить жизни. Роман. Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 286 сю


Остросюжетный социальный роман, обличающий безудержную наживу, безнравственность и пошлость современной жизни.
Кат: Проза
Нет на складе

Валерия Белоногова. Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева. Н.Новго


Книга В.Ю. Белоноговой «Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева» посвящена судьбе известного музыкального критика первой половины XIX века. Улыбышев - автор первого в Европе фундаментального исследования о Моцарте.
Нет на складе

Михаил Чижов "Нижегородские сюжеты". - Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 288 с.


В книге представлены заметки и статьи на темы нижегородской и российской жизни. Большинство из них опубликованы в "Новой газете" в Нижнем Новгороде", а также в "Советской России", "Литературной газете", "Нижегородской правде".
Кат: Прочие
Нет на складе

Олег Рябов "Девочка в саду" (сборник рассказов). "Эксмо", М. - 2016. 352 с.


Перед нами — сборник рассказов удивительного писателя. Так чувствующего весь трагизм и комизм человеческой жизни, так тонко способного передать ее шум и ярость, что, кажется, его живые герои, их простые и странные истории всегда были с нами, мы не могли их не знать, не могли вместе с ними не жить. Каждый рассказ остается привкусом удивления на губах, запахом, облачком смыслов вокруг тебя, читающего…
Кат: Проза
Нет на складе

Олег Захаров, "Есть повод!" (ироническая поэзия). "Книги", 2016. - 176 с.


От автора: "кому-то надо реагировать на «косяки» бытовой жизни! Кто-то должен подмечать и заносить в анналы истории бездумные рекламные слоганы, отвалившиеся буквы и безграмотные транспаранты. Хотя бы для того, чтобы впредь их было меньше. Чтобы авторы идиотских приказов и законов, глупых рекламных кричалок и позорных инициатив хотя бы иногда «включали мозги» и не позорили ни себя, ни нас, ни нашу страну".
Кат: Поэзия
Цена: 200 руб

© ООО «Издательский дом «Земляки», 2007-2016
Web-разработка © Mr.Miksar