Литературный Нижний

Литературный Нижний
Здравствуйте! Приветствуем Вас на сайте писателей Нижегородского края LIT-NN.RU.
Чтобы получить доступ к персональной части сайта, Вам необходимо авторизоваться. Если у Вас нет данных для авторизации, то Вам следует пройти регистрацию.

ПОИСК НА САЙТЕ
 Чижов Михаил. Публицистика
Главная / Чижов Михаил. Публицистика / Миг в жизни «Сокола»
Предыдущая работа: «Потеряем язык – потеряем страну»
Следующая работа: Черные дыры в бюджете

Миг в жизни «Сокола»


Михаил Чижов
Опубликовано в «Новой газете в Нижнем Новгороде» № 23 от 8.03.15г.
Миг в жизни «Сокола»
В феврале 2015 года исполнилось 83 года, как стало выпускать самолеты одно из лучших нижегородских предприятий «21 завод», или как сейчас его кличут ОАО «Нижегородский авиационный завод (НАЗ) «Сокол». Дата, хотя и не очень круглая, но солидная, вызывающая, искренне уважение не только к возрасту, но и тому факту, что в начале тридцатых годов в Нижнем Новгороде (Горьком с 1932 года) каждый год вступал в строй, то один, то другой завод. И не какая-нибудь «дунькина» фабрика с десятком рабочих, а мощнейшее промышленное предприятие с десятками тысяч работников, производящих то самолёты, то грузовики, то станки, то двигатели, то корабли и подводные лодки. Всего и не перечислить.
Ныне абсолютное большинство либералов, близких к власти, а порой и в ней, утверждает: зачем нам эта производственная волокита, когда «Запад нам поможет», когда он нам друг и брат? Всё-то друг нам продаст и привезет за нефть и газ! В исполнении этих воззрений наш юный и кудрявый губернатор в начале 90-ых годов остановил производство МиГов на авиазаводе «Сокол». Необходимая расшифровка: М – Микоян, Г – Гуревич, конструкторы.
Но вот Запад, уж как 300 с лишним лет, ставящий нам в колеса палки (как-то об этом постоянно забывается?), усилил нажим на Россию, ввёл экономические санкции из-за Украины (да и она ли тому причиной?), не обращая внимания на нашу нефть и газ. Остается лишь задавать сакраментальный русский вопрос. Что делать? Только вот, к сожалению, никто не задавал и задаёт другой не менее традиционный вопрос: «Кто виноват?»
Между тем, численность специалистов и рабочих на «Соколе» с 27 тысяч (1990) упала до 5 тысяч в 2015 году. Обещаний же, начиная с 2007 года, о том, что «Сокол» станет базовым заводом по производству самолетов семейства МиГов, хоть отбавляй, но обещанного, как все знают, три года ждут. Наш же «Сокол» опровергает эту поговорку и ждет по большому счету 20 лет.
Третьего марта сего года перед воротами одного из ангаров стояло на специальных передвижных приспособлениях крыло одного из МиГов, ремонтом которых сейчас занимается завод. Одинокое, белое, блестящее оно весь световой день как бы олицетворяло нерешенные проблемы завода. Оно, казалось, брошенным, будто неведомые хорьки, любители горячей птичьей крови, отгрызли бескровное и ненужное им крыло. Глядя на него, становился ясен ответ на жуткий вопрос о возможности полёта на одном крыле.
Без капитала, этой горячей крови капитализма, не взлететь. И потому мимо «Сокола» пролетало большинство различного рода предложений от Индии и других стран, от собственного Министерства обороны, которое хотело, чтобы завод разворачивал строительство самолётов за счет средств зарубежных заказчиков. Некоторые, правда, задерживались, что хоть как-то помогло заводу выжить. Например, по оборонному заказу «Сокол» поставлял МиГ-29УБТ, и кое-что «малым странам». И только! Ведь даже для выполнения оборонного заказа от родного государства «Соколу» приходилось брать кредиты в коммерческих банках под высокие проценты.
Мало помогло «Соколу» включение его в состав Российской объединенной самолётостроительной корпорации (ОАГ) в феврале 2006 года, и Распоряжение правительства РФ от 20.08.09г. за №1226-р о включении ОАО «Сокол» в Перечень стратегических организаций России. Чистый убыток, например, за 2011 год составил 1, 618 миллиардов рублей.
Банк ВТБ в 2013 году открыл кредитную линию на 5 лет для ОАО «Сокол» на сумму 2,41 миллиарда рублей для выполнения государственного заказа (!). Государство, создав разветвленную банковскую сеть, будто бы говорило, что оно не может напрямую, через казначейство, перечислять средства исполнителям собственного желания (заказа). Должен же банк иметь свой процент прибыли, который он положит в свой карман, что свято по законам рынка. Гарантии же возврата этой суммы власть всё же предоставила в лице Министерства финансов, что выступает посредником в тройственном договоре завода «Сокол», банка и Минфина.
Так кто же владел ОАО «НАЗ «Сокол»? В недалеком прошлом контрольный пакет акций (52,68%) находился в руках ЗАО «Депозитарно-клиринговой компании». Та, в свою очередь, являлась родной дочкой ЗАО Небанковской кредитной организации (НКО) «Национального расчетного депозитария» (НРД), так как 99,99% акций предыдущего ЗАО в её (его) руках. Мажоритарным акционером ЗАО НКО НРД (99,99%) является ОАО «Московская биржа», в числе акционеров которой числится и банк ВТБ (9%). Попросту говоря, являясь совладельцем ОАО «Сокол», ВТБ на его (своё!?) развитие дает деньги под громадные проценты. Если попытаться найти аналог из бытовой жизни, то он представлялся бы как денежная помощь сына родному отцу под 20%. Нормальны ли такие отношения?
Кстати, одним из управляющих директоров «Московской биржи», принимавшей активное участие в обвале рубля 15 декабря 2014года, служит некий Роман Сульжик, подданный Украины, набравший опыта работы в Нью-йоркском банке. В прошлом году он участвовал в событиях на киевском майдане, встречался там с одиозным сенатором Маккейном. Другой директор – бразилец Луис Винсенте. Возникает закономерный вопрос: хотят ли эти люди развития русского авиастроения?
Помнится, на заре рыночных отношений их апологеты объясняли роль банков так. «Движуха» в экономике, наступит, по их убеждению, когда банки, став владельцами заводов, направят свою прибыль на расширенное развитие производства, на инновационные проекты, на реновацию, модернизацию, автоматизацию и механизацию. То есть на многие, многие «зации». Полученная прибыль от реального производства, работающего как часы, будет поступать банкам, а те в свою очередь… Смотри начало предыдущего предложения.
Но жадность банкиров оказалась гораздо сильнее патриотизма и государственного интереса и долга: прибыль пошла не на развитие отечественного производства, а на личные счета в западных банках. А те, якобы, будут инвестировать в нашу промышленность через российские же банки. Да, текут кредиты, вгоняя наши доблестные банки в долговую яму, выбираться из которой им помогает … федеральный бюджет. Например, в 2015 году отечественной банковской системе из государственного кармана (в том числе, и из нашего с вами, читатель) на покрытие их убытков, допущенных в основном из-за неквалифицированных действий, направлено более одного триллиона рублей. Что сказать? Любимчикам олигархического государства всё, что те пожелают, а пасынкам – реальному сектору экономики – всего лишь 25 миллиардов на всё про всё, на всю Россию, согласно антикризисному плану Правительства РФ.
Слава Богу, что сейчас контрольный пакет акций в руках ОАО «ОАК», 82,3% акций которого владеет Минимущество РФ.
Вот в таких тяжелейших финансовых условиях приходится выживать ОАО «Сокол». Мало того, на первое января 2014 года дебиторская задолженность ОАО «Сокол» составляла 9 миллиардов рублей, а кредиторская почти 5 миллиардов. Поясню, что дебитор – это тот, для которого ты сделал дело (вещь), он его (её) принял, но акт не подписал и не оплатил. По сути, сжульничал, прикрываясь разными причинами. Вы не поверите, но главным дебитором «Сокола» является Министерство обороны России. И это так называемый оборонный заказ? Комментарии, так сказать, излишни!
В августе прошлого в Нижний Новгород приезжал вице- премьер Правительства РФ по военно-промышленному комплексу Дмитрий Рогозин. И вновь обещания, что вот-вот будет оборонный заказ на производство истребителя нового поколения МиГ-35. По словам Рогозина МиГ-35 имеет большой экспортный потенциал для поставок в «малые страны». Наверное, у многих, присутствовавших на этой встрече в ОАО «Сокол» чесался язык, чтобы спросить: «А самой России эти МиГи не нужны?
Как показало время – не нужны. И это в условиях уже достаточно острого, пока словесного, противостояния России с НАТО. В итоге остановились на том, что ОАО «Сокол» будет ремонтировать и модернизировать старые истребители МиГ-31, к производству которых на «Соколе» приступили ещё в 1980 году, а в 90-х – закрыли. В 2015 год их ремонт будет увеличен в два раза по сравнению с 2014 годом. Как говорится, и на том спасибо.
Пример работы, точнее мучений, «Сокола» и показателен, и типичен для реального сектора экономики сегодняшнего, кризисного дня.
Интересна ситуация по, так называемому, импортозамещению (придумали же свинцовое словечко). Нижегородское правительство обрадовало производителей, использующих импортные детали, материалы и агрегаты, следующими новыми мерами, призванными уменьшить импорт, говоря простым языком. Среди них: мониторинг цен на продукцию, реализация программы «Покупай нижегородское» и развитие логистической сети. Всё! А далее выплывай сам по известному закону «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Например, ОАО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ) имеет, по словам директора С.Филиппова, 100 зарубежных компаний-поставщиков из стран, которые ввели протии нас санкции. Директор отмечает негативное действие на работу завода из-за отсутствия поставок запасных частей к тем или иным механизмам и машинам. ОАО «ВМЗ» разработало программу в сумме 500 миллионов рублей, позволяющую заменить импорт изделиями, нижегородского, например, изготовления, благо, что многие заводы незагружены и у них есть простаивающее оборудование. У ВМЗ есть деньги, а другого завода – оборудование и люди, и можно бы скооперироваться.
Тогда, и четырёхкратного роста безработицы в 2015г. в Нижегородской области, как прогнозирует руководитель регионального управления государственной службы занятости В. Якина, не будет. Но как это сделать, когда государство полностью оградило себя от производственных забот, если ему принадлежат лишь 12-ть процентов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, которым российская власть имеет право давать указания, направленные на помощь другим предприятиям. Все остальные предприятия частные и ими не покомандуешь. Потому и кризисы при капиталистическом способе производства столь разрушительны и долгосрочны.
Потому-то наметившиеся разговоры о мобилизационной модели развития экономики России пусты и беспочвенны, а будущее российского реального сектора – темно и туманно.





(621 Прочитано)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Заметили ошибку?
Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам сообщение.
Спасибо за внимание!
Новые книги

Михаил Чижов. Лишить жизни. Роман. Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 286 сю


Остросюжетный социальный роман, обличающий безудержную наживу, безнравственность и пошлость современной жизни.
Кат: Проза
Нет на складе

Валерия Белоногова. Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева. Н.Новго


Книга В.Ю. Белоноговой «Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева» посвящена судьбе известного музыкального критика первой половины XIX века. Улыбышев - автор первого в Европе фундаментального исследования о Моцарте.
Нет на складе

Михаил Чижов "Нижегородские сюжеты". - Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 288 с.


В книге представлены заметки и статьи на темы нижегородской и российской жизни. Большинство из них опубликованы в "Новой газете" в Нижнем Новгороде", а также в "Советской России", "Литературной газете", "Нижегородской правде".
Кат: Прочие
Нет на складе

Олег Рябов "Девочка в саду" (сборник рассказов). "Эксмо", М. - 2016. 352 с.


Перед нами — сборник рассказов удивительного писателя. Так чувствующего весь трагизм и комизм человеческой жизни, так тонко способного передать ее шум и ярость, что, кажется, его живые герои, их простые и странные истории всегда были с нами, мы не могли их не знать, не могли вместе с ними не жить. Каждый рассказ остается привкусом удивления на губах, запахом, облачком смыслов вокруг тебя, читающего…
Кат: Проза
Нет на складе

Олег Захаров, "Есть повод!" (ироническая поэзия). "Книги", 2016. - 176 с.


От автора: "кому-то надо реагировать на «косяки» бытовой жизни! Кто-то должен подмечать и заносить в анналы истории бездумные рекламные слоганы, отвалившиеся буквы и безграмотные транспаранты. Хотя бы для того, чтобы впредь их было меньше. Чтобы авторы идиотских приказов и законов, глупых рекламных кричалок и позорных инициатив хотя бы иногда «включали мозги» и не позорили ни себя, ни нас, ни нашу страну".
Кат: Поэзия
Цена: 200 руб

© ООО «Издательский дом «Земляки», 2007-2016
Web-разработка © Mr.Miksar