Восемь мнений ВОСЕМЬ МНЕНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА РЕШЕТНИКОВА
«Отличительной особенностью стихов Решетникова является их ироничность в духе Николая Олейникова, порой даже ёрничество. Качество неплохое, свойственное во многом русскому народному мироощущению и миросозерцанию, что сказывается на манере стиха, его сказовой форме, притчевости и анекдотичности, некоторой скоморошной театральности. Умели да и умеют на Руси говорить о серьёзном с шутками да прибаутками. Не в этом ли неиссякаемый народный оптимизм? Не в этом ли загадка русской души? В этом и сила, помогающая переносить нашу суровую действительность. За примерами далеко ходить не надо – «Василий Теркин» у всех на слуху.
Поэт Решетников умеет повествовать, мыслить метафорически (скажем в стихотворениях «Верёвка», «Глаза», «У реки», «Я живу и ты живёшь…»). Достаточно оригинально, не шаблонно выглядит Решетников в тех стихах, которые можно условно назвать балладными: «Русалка», «Мародёр», «Последний патрон», «Воля», «Грузчик». В творчестве автора книги заметно и плодотворно слияние двух начал – и лирического и эпического.
Следует отметить у Владимира Решетникова наличие того, что ныне отсутствует у многих пишущих стихи – это умение «поставить точку», сделать ударную концовку, удачное метафорическое завершение - итог, наводящий на глубокие размышления».
Владимир Жильцов (1946 – 2010г.г.), поэт.
«Стихи Владимира Решетникова заметно выделяются на фоне сегодняшней поэзии. Пишет он о жизни и смерти, о прошлом и настоящем, о любви, о не простых проблемах бытия, возвышаясь, порой до философских обобщений».
Константин Проймин (1924-2007г.г.), писатель.
«Несомненно, Владимир Решетников обладает эпическим даром и вовсе не случайно его стремление к крупным, поэтическим формам.
Нередко стихи Владимира Решетникова сравнивают с корниловскими, но по всей своей строчечной сути он всё-таки ближе к Павлу Васильеву, который, словно о себе и Решетникове, однажды воскликнул:
«Мы ещё Некрасова знавали,
Мы ещё «Коробочку» певали!
Мы ещё не начинали жить».
Действительно, есть у них общие некрасовские истоки.
Владимир Решетников – поэт перспективный. У него русское, христианское видение мира и собственный, незаёмный – объективный поэтический голос. У Решетникова народная, сказовая интонация – раздумчивая и глубинная. Он любит нижегородский диалект, озорное слово и присловье так, что иногда перехлёстывает через край. Впрочем, это от темперамента и молодости, которая однажды пройдёт. А стихи есть, хорошие стихи!..»
Александр Фигарев, поэт.
«Владимир Решетников находится в самой замечательной – ещё молодой, но уже зрелой и ответственной жизненной и поэтической поре. Он – уроженец семёновского края, о сини лесов которого в своё время проникновенно и искромётно писал земляк Решетникова Борис Корнилов.
С поэтической поступью и озорством классика русской советской литературы многое роднит нашего современника. Поэзия – это, прежде всего, беспокойство души и энергетика чувств. У Владимира Решетникова чувства бьют через край, но он уже обладает мастерством, чтобы умело обуздать их и отлить в чёткую форму.
Решетников нёс нелёгкую службу между Керженцем и Ветлугой, в печально знаменитых «не столь отдалённых местах», где судьбы заключённых и охранников причудливо высвечиваются на тревожном ветру. Поэт не избегает самых острых тем современности, его сослуживцы с их переживаниями и драмами по-свойски обживаются в стихах земляка. При этом Владимир Решетников умеет избегать лобовых решений и публицистических ходов в строках, где бьётся напряжённый и нервный пульс настоящей поэзии. Страсти человеческие не заслоняют перед пытливым и любящим взором поэта многошумной природы заволжского края. Чувствуешь кожей, с каким обожанием наслаждается он весной, затопившей старинные улочки провинциального, но такого тёплого и прославленного на всю страну городка Семёнова:
Пахнет липой и квасом на солоде,
Я по улицам светлым пройдусь.
Отражается в маленьком городе
Вся святая великая Русь.
Так давай же согреемся, милая,
После долгой разлуки – зимы
Жарким словом Бориса Корнилова
И огнём золотой хохломы.
Немаловажно, что Владимир Решетников интересуется историей и с болью пропускает через своё сердце события давних дней. И повествует поэт о них как бы глазами очевидца, даже участника. Это, усиливая впечатление, явственно проступает в таких стихах, как «У реки» (о взаимоистреблении односельчан в гражданскую войну), и «Последний патрон» (о столкновении с фашистами в первые дни Великой Отечественной). Крупную историческую тему (можно сказать неподъёмную) Владимир Решетников не побоялся взять для поэмы «Красный лёд», в которой переплетаются поиски поэтом своих корней, относительно недавних событий – с глубокой стариной родной стороны. В поэме – многоголосье множества персонажей, о судьбе которых автор может выразительно сказать на уровне одной – двух строф. Привлекает поэма своей достоверной интонацией, разговорностью языка. Поэт, живущий в самой гуще непростого края, обострённо чувствует и может передать его речь, обладает умением бережно и чутко обращаться со Словом.
Лучшие достижения, на мой взгляд, у Владимира Решетникова – в стихах, не превышающих 20 строк. На малом языковом пространстве поэт может с предельной выразительностью выплеснуть свои любовные чувства, обрисовать ситуацию и выдать целый сюжет, в которых, кроме житейских мелочей проступает глубокий философский смысл. Так в коротком и ёмком стихотворении «Глаза» Решетников повествует о … кончине борова, что случается регулярно в большинстве крестьянских дворов. Ну что тут выжмешь нового из этого сюжета, столь обыденного и не совсем приятного для тех, кто совершает необходимый для продолжения человеческой жизни кровавый ритуал? Все поэты жалеют живность, даже если они из крестьян. Но вот какой поворот сюжета в концовке стихотворения совершает поэт «от земли»:
Бесплодно вызывая жалость
У тех, жующих за окном,
Башка кровавая лежала
В сугробе кверху пятаком.
Глаза немного приоткрыты,
Глаза… счастливей многих глаз,
Всю жизнь смотревшие в корыто,
Смотрели в небо первый раз.
Какое «продление судьбы», возвращение к прежней, беспрерывно-приземлённо чавкающей жизни! В лучших стихотворениях Владимир Решетников находит неожиданные концовки, которые придают остроту всему сюжету, «поворачивая» его в другую плоскость, придавая ему смысловую многослойность. Стихотворение от этого прибавляет в тяжести, становится как бы спрессованным.
Важное качество Владимира Решетникова – самоирония. Стихи гораздо более выигрывают в достоверности и душевной бесспорности автора, вызывая несомненную читательскую симпатию, когда он умеет безоглядно и при этом усмешливо тонко пошутить над собой. Иногда уже зачин одного сюжета заставляет с интересом прочитать всё стихотворение, пробуждает желание узнать, что случилось, куда приедет герой:
Ну, зачем вот так то
Капаешь на темя?!
Оседлаю трактор,
И поеду в темень!
…Закопчу соляркой
Ливневые тучи,
Вдруг увижу арку,
Глаз оттуда пучит…
В образных, ярких стихах Решетникова напрочь отсутствует вторичность, городская меланхолия с поэтической позевотой, сдобренная компьютерным анемичным пустозвонством. Компиляция, обыгрывание чужих строк, словесные игры – всё это глубоко чуждо органичному таланту поэта, в своеобразных стихах которого «дышит почва и судьба». Ему сюжетов, как и боли, горестей и полноты недолгого счастья не занимать. Он состоялся, как беспокойный и сострадательный человек, патриот своей малой и большой родины, как поэт, пишущий непохоже на кого – либо, но работающий исключительно в русле русской исповедальной традиции».
Александр Тюкаев (1958-2008г.г.), поэт.
«…Залпом, захлебом прочитал книгу Владимира Решетникова «По обе стороны запретки». В конце каждого (каждого!) рассказа чувствовал дрожь души! Жить хочется, прочитав это! Человечище Решетников редкий, в доску необходимый нашей скулящей жизни! И звание «писатель» как-то мало для него. Ох, как их много этих писак ни о чём. А вот поставлю-ка я его в ряд с классиками русскими, с их глубинной проникновенностью в самую суть человека, в его коренной смысл жизни, без пошлости и гадости, присущих сегодняшнему дню.
Таков Решетников, горжусь им и радуюсь за него! Скорее бы новенького! Пиши, Володя, но не торопись. О будущем не думай – оно у тебя уже есть!
P.S.: Вот бы растиражировать. Уверен – всей России это интересно».
Вячеслав Широков, заслуженный артист России.
«В поселке Сухобезводном живет талантливый самобытный поэт, автор, пожалуй, самых проникновенных лирических строк о Семёнове – Владимир Решетников. Хотя, главная тема его творчества все-таки не «банальная» любовь к родному краю в том привычном виде, как её выражают другие поэты, а истинная любовь, переданная через остросоциальные строки. Читаешь его произведения с отточенными до совершенства рифмами и начинаешь понимать, насколько глубоко автор чувствует то, чем живет сегодняшняя Россия, её народ».
Елена Захряпина, журналист.
«Ваши стихи пришлись мне по душе с первого четверостишия («Знаешь, не вычерпать душу…»). Дальнейшее чтение ожиданий моих не обмануло. Знаете, я часто говорю, что в поэзии ценю ощущение глотка свежей воды. Вот это чувство и было у меня во время чтения Ваших стихов. Я ведь часто пропадаю в «рулинете»: слоняюсь по сайтам со слабой надеждой найти что-нибудь хотя бы интересное, не говоря уж о действительно хорошем. Нечаянное знакомство с Вашей поэзией сочла редкой своей удачей.
Язык настоящий – русский. Пишите ясно, почерк уверенный. Всё такое своё – самобытное. Нынешняя «молодая» поэзия (нижегородцев в том числе), с претензией на сложность, на оригинальность, на что там ещё… это часто такое самолюбование, такое детское восприятие мира: ого! Оказывается, можно ещё и вот так, и так, и вот этак, и много как... И всё это я называю «слововерчение» (тут вам «словоблудие» плюс «столоверчение»). И ведь неродное это для нас, для русского читателя. Понимаете, почему я рада была Вашим стихам? В них как раз наше слово, родная речь, и душа в них наша — русская…»
Нина Сакеева, поэт.
«Сострадание и любовь владеют душой поэта Владимира Решетникова, когда он берётся за стихи. Глухие места между Керженцем и Ветлугой, в которых лесные чащобы скрывали колючую проволоку и вышки лагерей, скрывали немало трагедий и разрушенных судеб, стали для поэта своей землёй и своим роком, чтобы вобрать в душу горечь прошлых лет и очистить её живым трепетным словом, где есть и боль, и просветление, и страстная надежда на лучшие времена, когда проснётся всечеловеческая совесть».
Валерий Шамшурин, писатель.
(738 Прочитано) | Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|