Литературный Нижний

Литературный Нижний
Здравствуйте! Приветствуем Вас на сайте писателей Нижегородского края LIT-NN.RU.
Чтобы получить доступ к персональной части сайта, Вам необходимо авторизоваться. Если у Вас нет данных для авторизации, то Вам следует пройти регистрацию.

ПОИСК НА САЙТЕ
 Олег Рябов. Отзывы о творчестве
Главная / Олег Рябов. Отзывы о творчестве / Андрей Рудалёв Роман о советском Солярисе
Предыдущая работа: Николай Фортунатов Рекурсия как физика мысли Олега Рябова
Следующая работа: -

Андрей Рудалёв Роман о советском Солярисе


Роман о советском Солярисе

Олег Рябов «Убегая – оглянись, или Возвращение к Ветлуге»


Отличный рассказчик из Нижнего Новгорода, автор книги «КОГИз», написал новый роман, который вошел в длинный список премии «Национальный бестселлер».
В центре повествования истории трех друзей из города Горький, вступающих во взрослую жизнь во времена развитого социализма. Книга состоит из трех глав, которые писалась три года. У каждого из друзей совершенно разная судьба, свой диаметрально противоположный путь. Их вполне можно представить витязями на распутье, в какой-то момент двинувшимися в противоположные стороны.
Андрей Ворошилов – баловень судьбы, человек фартовый. Сын уважаемого и высокопоставленного отца. К Андрею всю жизнь липли деньги, и он не придавал им особого значения. Легко устраивал свой «бизнес» благодаря связям родителя и без них. Андрей и сам попал в колоду, в обойму. В студенческие годы даже гастролировал по стране в качестве карточного шулера с прозвищем «Шило». Имел серьезных покровителей как в светской власти, так и среди криминального мира. Еще в советские времена попал в тюрьму, но и там отлично устроился, благодаря тому, что «грел» зону, и вышел по УДО. В девяностые так же не выпал из обоймы, шустро мутил всевозможные схемы, вовремя убежал из страны, когда им заинтересовались компетентные органы. Обосновался в Тунисе, где прикупил особнячок на берегу Средиземного моря. Но его тянуло назад, туда, где мог умыться и напиться волжской водой.
Левка Бородич – из еврейской семьи, с детства был ориентирован на то, что рано или поздно покинет Союз. Работал в вычислительном центре, после спекулировал книжными редкостями. Подал документы на выезд из страны. Вначале получил отказ, а потом, как снег на голову, известие о лишении гражданства, и что в течении недели должен покинуть пределы СССР. Уехал в Штаты без жены и дочери, после завел новую семью. Читал лекции по программированию в Нью-Йоркском университете, в частной нефтяной компании, потом занимался антиквариатом. Два раза в год ездит на Ветлугу, где у него домик, там встречается с Борей Ивановым.
Третий друг – Боря Иванов. Что называется «самородок». Вырос в деревне с двумя старшими братьями, которые были похожи на былинных русских богатырей. Отец – Иванов Иван Иванович. Мечтал стать лириком, но пошел по технической стезе – поступил в политех, после работал в НИИ. Женился, стал профессором. Но жизнь разломилась, когда в реке, практически у него на глазах, утонула десятилетняя дочь. Сам чуть не утонул, лечился после нервного срыва. Через месяц вернулся и недалеко от реки выкопал себе нору на месте бывшей медвежьей берлоги, где и стал жить Робинзоном.
У всех героев Рябова распались семьи, они остались практически одинокими, если не считать Левки, который в Штатах завел новую семью. Всех их разбросало по свету. Один в Америке, другой в Африке, третий в норе между жизнью и смертью. Все трое в финале чудесным образом встретились на берегу Ветлуги. Там, где любили бывать в молодости, и куда их тянуло всю жизнь. Так распутье вновь сошлось в одну точку.
Сели у костра и молча вспоминали свою жизнь. Трещал костер, а друзья молчали, разговора не получалось. «Вот такая она русская жизнь – горькая и удивительная», - финальная фраза книги. Несмотря на обилие горести, в этой русской жизни всегда есть место чуду, которое и свело вместе друзей, различные варианты русской судьбы, соединяло их через годы.
В идеале фарт Андрея должен был направлен не на достижение личных целей. На Андрея Ворошилова закрывали глаза, когда он строил дороги, приносил пользу обществу, а дальше… от тюрьмы не зарекайся. В Союзе нечего делать с большими деньгами, они могут только навлечь беды и отправить за решетку. Ты все в один момент можешь потерять – твое имущество подлежит конфискации. Так после процесса над Андреем Бородич отчетливо понял, что «очень большие деньги в этой стране не несут с собой ничего, кроме опасности». Поэтому одно из объяснений распада системы – революция сверху: верхам было необходимо легитимизировать свои состояния, ввести неприкосновенность частной собственности, чтобы банально можно было потратить большие деньги, которые лежали под спудом, как у подпольного миллионера Корейко в чемодане. И все это в тесной спайке с криминальным миром.
Второй друг – с детства наметил цель выехать за пределы страны, оторваться от нее. Потому как в мозгах произошло разделение государства и Родины. Так Левка государство не любил и не уважал, для него «государство - это не родина, а совсем наоборот». Путь третьего – трагедия, загнавшая в нору.
Через эти судьбы Рябов показывает нарастание энергий разобщенности, которые усиливались в стране. Это в итоге привело к тому, что люди, населяющие ее, по большей части заблудились, у них сбились ориентиры, и они побежали в разные стороны.
Перед арестом Ворошилова один из функционеров, с которым он долгое время работал, объяснил: «Наша Родина – Россия, а она, Россия, просто так никого не отпускает, это очень серьезный и сложный организм, который еще никто понять не смог. Россия – это не страна, не государство, а неопознанный пока геополитический институт, возможно, даже одушевленный. Эдакий Солярис. Надо всегда думать о ней, о России». Но вот этот организм последние десятилетия стал разлагаться-распадаться, в этом океане стал разрастаться вирус отчуждения, разобщенности. Возможно, все произошло из-за того, что люди попросту отказались думать о ней, временно потеряли сродство с этим организмом, отсюда и возникло отчуждение.
Книга - отнюдь не ностальгическая проза. Рябов показывает усиливающиеся процессы разобщенности страны, которые делят общество на отдельные самозамкнутые страты - стаи. Не случайно в последнем пункте памятки, которую оставил для Бориса его товарищ Брудер, было прописано: «Будь нравственным. Нравственно только то, что полезно твоей стае». Так нравственность подчиняется частной прагматике.
В свое время в статье «Нация и человечество» Сергий Булгаков писал: «Нация есть воля к бытию, которая может стать и безволием». Вот именно это безволие и стало толчком к развитию деструктивного. Воля если и присутствовала, то она практически никакого отношения не имела к нации, она отчуждалась от нее. Ворошилов строил дороги – приносил пользу, но после все это трансформировалось в прикуривание от червонцев и просмотр «Греческой смоковницы», к его бегству все дальше от Ветлуги.
В романе крайне важно рассуждение о Родине, которое излагает Андрей Ворошилов своему другу Бородичу. Это рассуждение – особая трансформация, того, что Андрей в свое время услышал от функционера о Солярисе. Чувство Родины – физиологично. Собственно, об этом чувстве и роман Олега Рябова. По мнению Ворошилова, Родина легко вычисляется через самого человека: «Оно закодировано в твоем организме, в крови, в генах. Когда ребенку обрезается пуповина, и он делает первый самостоятельный вдох, в определенных участках его организма фиксируются напряженности и векторы всех геофизических полей, существующих на Земле: гравитационного, магнитного, электромагнитного, космического излучения, присущих данной точке земли и никакой другой. И эта точка – его Родина, и будет ему хорошо только здесь». Это подтверждается и научными данными. Недавно прошла информация, что ученые научились через геном определять точное место рождения человека.
Формула закодированности подтверждается и в жизни героев, которые, несмотря на свою разбросанность, заброшенность, возвращаются к месту, отпечатанному у них в генах.
В самом начале книги 13-летний Андрей находился на рыбалке с отцом и его двумя товарищами на Ветлуге. Там был тот же костер, что и в финале. Тогда собираясь уезжать, Андрей бегал гладить воду, прощаться с рекой, пожелать ей добра.
Книга Рябова - практически притча о блудных детях, которые только в 2010 году собрались вместе на берегу реки, отпечатанной у них в генах. Им не о чем говорить друг с другом. Но им здесь хорошо. Это Родина, которая должна вновь собраться в целостный организм. Тогда и начнет клеиться разговор.

Андрей РУДАЛЁВ

«Свободная пресса» 21. 2 15

(184 Прочитано)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Заметили ошибку?
Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам сообщение.
Спасибо за внимание!
Новые книги

Михаил Чижов. Лишить жизни. Роман. Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 286 сю


Остросюжетный социальный роман, обличающий безудержную наживу, безнравственность и пошлость современной жизни.
Кат: Проза
Нет на складе

Валерия Белоногова. Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева. Н.Новго


Книга В.Ю. Белоноговой «Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева» посвящена судьбе известного музыкального критика первой половины XIX века. Улыбышев - автор первого в Европе фундаментального исследования о Моцарте.
Нет на складе

Михаил Чижов "Нижегородские сюжеты". - Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 288 с.


В книге представлены заметки и статьи на темы нижегородской и российской жизни. Большинство из них опубликованы в "Новой газете" в Нижнем Новгороде", а также в "Советской России", "Литературной газете", "Нижегородской правде".
Кат: Прочие
Нет на складе

Олег Рябов "Девочка в саду" (сборник рассказов). "Эксмо", М. - 2016. 352 с.


Перед нами — сборник рассказов удивительного писателя. Так чувствующего весь трагизм и комизм человеческой жизни, так тонко способного передать ее шум и ярость, что, кажется, его живые герои, их простые и странные истории всегда были с нами, мы не могли их не знать, не могли вместе с ними не жить. Каждый рассказ остается привкусом удивления на губах, запахом, облачком смыслов вокруг тебя, читающего…
Кат: Проза
Нет на складе

Олег Захаров, "Есть повод!" (ироническая поэзия). "Книги", 2016. - 176 с.


От автора: "кому-то надо реагировать на «косяки» бытовой жизни! Кто-то должен подмечать и заносить в анналы истории бездумные рекламные слоганы, отвалившиеся буквы и безграмотные транспаранты. Хотя бы для того, чтобы впредь их было меньше. Чтобы авторы идиотских приказов и законов, глупых рекламных кричалок и позорных инициатив хотя бы иногда «включали мозги» и не позорили ни себя, ни нас, ни нашу страну".
Кат: Поэзия
Цена: 200 руб

© ООО «Издательский дом «Земляки», 2007-2016
Web-разработка © Mr.Miksar