Литературный Нижний

Литературный Нижний
Здравствуйте! Приветствуем Вас на сайте писателей Нижегородского края LIT-NN.RU.
Чтобы получить доступ к персональной части сайта, Вам необходимо авторизоваться. Если у Вас нет данных для авторизации, то Вам следует пройти регистрацию.

ПОИСК НА САЙТЕ
 ИНФОРМАЦИЯ
- Главная - Лучшие - Популярные - Список -

Максим Горький

Критика, публицистика Максим Горький (1868 -1936) - псевдоним А.М. Пешкова, нижегородца по рождению и человека необычной судьбы. Он первому показал Короленко свою юношескую поэму («Песнь старого дуба») и от него же впервые услышал серьезные слова о нелегкой работе писателя, о значении литературной формы.

Он прошел тяжелейшую школу жизни, рано, уже с детских лет, был отправлен «в люди», перепробовал множество профессий, самых неожиданных, прежде чем остановиться на литературной деятельности. Своими впечатлениями о начале жизненного пути в старом Нижнем Новгороде он поделился с читателями в одном из лучших своих автобиографических произведений - повести «Детство». Жизнь постигалась им не просто в опыте, а еще и с неожиданной стороны - в странствиях: он прошел берегом Волги до Царицына (Волгоград), затем была Украина, Бессарабия, Кавказ (в тифлисской газете появилась первая его публикация - рассказ «Макар Чудра» (1892), подписанный псевдонимом «М. Горький». Но литературное признание пришло лишь после появления, при содействии Короленко, рассказа «Челкаш» в журнале «Русское богатство» (1895).
Слава Горького росла стремительно; после пьесы «На дне» (1902) по популярности он соперничает с Чеховым, повышается и его известность романиста. Но парадоксальность именно его писательской судьбы заключается в том, что со временем эта слава становится все более и более проблематичной. Дух романтизма и стиль романтизма кое-как оживляют его раритеты: ранние вещи («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»), больше похожие на сказки. Его когда-то колоритные босяки, бросавшие вызов обществу, в новом восприятии становятся бомжами, искусственно воздвигнутыми автором на котурны, что было бы естественно в греческой трагедии, но отдает фальшью в XX и XXI веке. Словом, его произведения превращаются в факты истории литературы, но перестают быть самой литературой, востребованной читателями.
Как идеолог, он потускнел после Беломорканала, усеянного костями новомученников, узников Гулага, приняв его за праздник освобожденного труда; на долгие десятилетия -
с 1932 года, то есть еще при его жизни (!), - историческое имя древнейшего волжского города было заменено не просто псевдонимом, а прозвищем («Максим Горький», как известно, - прозвание его отца, крутого на язык нижегородского столяра); это был грустный пример самообоготворения, которого не знала русская литература, и совершенной потери реальных соотношений между возможностями таланта и действительным их содержанием; его смерть оказалась отданной на откуп детективным историям, а матримониальные похождения старательно затушевывались; как теоретик и
историк литературы он так и остался спорен и неглубок.
Привычные стереотипы, избитые клише в оценках его творчества, к сожалению, не выдержали испытания временем, иными совами говоря, сурового испытания самой практикой литературного дела, вопреки восторженным научным декламациям. Например, становится очевидно, что драматургия Горького принесла отечественному театру и сценическому искусству не только пользу, но и большой вред. Многие сильнейшие театральные труппы испытали на себе последствия жестокого эксперимента, когда от них насильственно требовалась непременная постановка его пьес. Самые блестящие актерские ансамбли и талантливейшие исполнители ничего не могли сделать: все тонуло (и тонет)в трескучей декламации, ходульных характерах, «выдуманной», по наблюдению Толстого, психологии героев, в мнимой философичности и «лобовой» символике. Дефекты были не в театре, а в тексте. Возможно, «Васса Железнова » оказалась удачливее других пьес. Но не потому ли, что писалась с натуры, по нижегородским впечатлениям? То же произошло и с романами Горького. Особенно выразительным и стойким оказался «Фома Гордеев», сюжет которого развертывается в Нижнем
Новгороде. Но не потому ли, что редактором романа выступил Чехов? Горький отправил ему журнальный вариант, прося внимательно просмотреть его и высказать свои замечания, что Чехов и сделал. А он был прекрасным редактором не только своих (можно вспомнить его собственные переиздания), но и чужих вещей. Горькому оставалось лишь тщательно править текст, воспользовавшись его советами. Если иметь в виду
эту тайну «нижегородского» романа, то тогда только что дважды повторенный риторический вопрос «не потому ли?» можно заменить утвердительной формулой: именно потому! Именно потому, что так произошло, что он побывал под рукой Чехова, а затем вновь попал к автору, на полке с горьковскими произведениями появился шедевр, лишенный утомительного многословия, безудержной тяги к метафоризации, неточностей в подробностях, которые не допускал Чехов. Все остальные романы несут на себе отпечаток характерной горьковской манеры письма. Исключение, возможно, составил бы «Клим Самгин», но он так и остался незавершенным.

Николай Фортунатов, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России


Дата: 20.07.2010
Прочитано: 7870
0
Распечатать


Дополнительно по данной категории

13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Юродивая"
13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Тень стрелы"
13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Серафим"
13.10.2012 - Отзыв на книгу стихов Елены Крюковой "Зимний собор"
10.06.2012 - Усталые стихи. Отзыв на книгу Анатолия Гладышева «Первый сборник стихов».

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Заметили ошибку?
Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам сообщение.
Спасибо за внимание!
Новые книги

Михаил Чижов. Лишить жизни. Роман. Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 286 сю


Остросюжетный социальный роман, обличающий безудержную наживу, безнравственность и пошлость современной жизни.
Кат: Проза
Нет на складе

Валерия Белоногова. Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева. Н.Новго


Книга В.Ю. Белоноговой «Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева» посвящена судьбе известного музыкального критика первой половины XIX века. Улыбышев - автор первого в Европе фундаментального исследования о Моцарте.
Нет на складе

Михаил Чижов "Нижегородские сюжеты". - Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 288 с.


В книге представлены заметки и статьи на темы нижегородской и российской жизни. Большинство из них опубликованы в "Новой газете" в Нижнем Новгороде", а также в "Советской России", "Литературной газете", "Нижегородской правде".
Кат: Прочие
Нет на складе

Олег Рябов "Девочка в саду" (сборник рассказов). "Эксмо", М. - 2016. 352 с.


Перед нами — сборник рассказов удивительного писателя. Так чувствующего весь трагизм и комизм человеческой жизни, так тонко способного передать ее шум и ярость, что, кажется, его живые герои, их простые и странные истории всегда были с нами, мы не могли их не знать, не могли вместе с ними не жить. Каждый рассказ остается привкусом удивления на губах, запахом, облачком смыслов вокруг тебя, читающего…
Кат: Проза
Нет на складе

Олег Захаров, "Есть повод!" (ироническая поэзия). "Книги", 2016. - 176 с.


От автора: "кому-то надо реагировать на «косяки» бытовой жизни! Кто-то должен подмечать и заносить в анналы истории бездумные рекламные слоганы, отвалившиеся буквы и безграмотные транспаранты. Хотя бы для того, чтобы впредь их было меньше. Чтобы авторы идиотских приказов и законов, глупых рекламных кричалок и позорных инициатив хотя бы иногда «включали мозги» и не позорили ни себя, ни нас, ни нашу страну".
Кат: Поэзия
Цена: 200 руб

© ООО «Издательский дом «Земляки», 2007-2016
Web-разработка © Mr.Miksar