Литературный Нижний

Литературный Нижний
Здравствуйте! Приветствуем Вас на сайте писателей Нижегородского края LIT-NN.RU.
Чтобы получить доступ к персональной части сайта, Вам необходимо авторизоваться. Если у Вас нет данных для авторизации, то Вам следует пройти регистрацию.

ПОИСК НА САЙТЕ
 ИНФОРМАЦИЯ
- Главная - Лучшие - Популярные - Список -

ВЕРНЫЙ ПОМОЩНИК ГОРЬКОГО

Критика, публицистика Кстово.руИван Александрович Марченко (1902 —1941)
Сегодня имя И.А. Марченко мало что говорит не только писателям, но даже и историкам
литературы. А между тем он стоял у истоков создания Горьковского отделения Союза писателей СССР. Некоторые подробности его жизни и творческой биографии стали известны благодаря трудам краеведа историка И.В. Берельковского.

Иван Марченко родился 8 марта 1902 года в Эривани (Ереване). Его отец, Александр Иванович Марченко, за связь с народовольцами был исключен из университета, разжалован в солдаты и отбывал службу на Кавказе. Затем скитался по России в качестве журналиста провинциальных газет.
Иван Марченко был старшим сыном в семье, с детства читал не только русские, но и иностранные книги. У него был пытливый ум, в особенности его увлекала литература.
В 1918 году, после окончания школы, началась его трудовая жизнь: он работал конторщиком, комиссаром на строительстве железной дороги Нижний — Котельнич, Нижегородского железнодорожного узла.
В 1919 году 17 летнего чоновца Ивана Марченко Нижегородский горрайком РКП (б) принимает в ряды большевистской партии. Осенью того же года он поступает на инженерно-строительный факультет Нижегородского университета. В январе 1921 года его избирают председателем парт ячейки НГУ.
С 1925 года, не окончив университет, работал на литературном фронте — в газете «Нижегородская коммуна», позднее — главным редактором и заведующим краевого издательства и председателем Нижегородской ассоциации пролетарских писателей.
И.А. Марченко был свидетелем и участником больших и малых событий литературной жизни Нижнего Новгорода. Он организовывал поэтические вечера Владимира Маяковского и Демьяна Бедного, лекции А.В. Луначарского. В августе 1928 года
входил в Нижегородский комитет по встрече М. Горького. Тогда он и познакомился с Алексеем Максимовичем, сопровождал его в поездке по городу. Затем встречался с Горьким в редакции краевой газеты, на собрании актива НАППа, а позднее бывал по литературным делам у писателя то в Москве на Малой Никитской, то на даче в Горках. Марченко принял активное участие в создании музея Максима Горького в его родном городе.
В блокноте журналиста Марченко — сотни имен, сотни встреч на литературных перекрестках. Знание языков облегчало общение. Видный советский литературовед и критик Борис Рюриков вспоминал: «…И.А. Марченко, мой старший товарищ, был интересной и богатой натурой. Старый коммунист, человек высокой культуры, публицист, отличный оратор, он свободно владел тремя языками, и обычно встречи иностранных гостей, которые приезжали тогда не так часто, поручались Марченко».
Архив И.А. Марченко свидетельствует о его переписке и общении с широким кругом литераторов: Демьяном Бедным, Александром Серафимовичем, Александром Фадеевым, Александром Безыменским, Борисом Пастернаком, Михаилом Голодным, Александром Исбахом, секретарем РАППа В. Ставским, драматургом А. Афиногеновым, Михаилом Кольцовым, Галиной Серебряковой, Борисом Горбатовым, Ольгой Берггольц, Борисом Корниловым, а также с писателями интернационалистами: Роменом Ролланом, Мате Залкой, Белла Иллешем, Анталом Гидашем, Вили Бределем, Эрихом Вайнартом, Эгоном Эрвином Кишем.
«И.А. Марченко стоял у колыбели Горьковской писательской организации и пролетарской литературы нашего края. Он был одним из организаторов НАПП — Нижегородской ассоциации пролетарских писателей», — вспоминал писатель А.И. Елисеев.
В апреле 1928 года состоялась первая конференция ассоциации, представлявшая около 80 нижегородских литераторов. Председателем губернского правления РААПа был из
бран И.А. Марченко, его заместителем — Б.С. Рюриков, секретарем — Б.Е. Пильник
Нижегородская ассоциация стала ядром будущего Горьковского отделения Союза писателей СССР. В этот период в Нижнем Новгороде творчески формировались такие писатели, как В. Костылев, Н. Кочин, А. Патреев, А. Муратов, П. Штатнов. Иван Марченко выступает как литературовед и критик. В 1928 году, когда вышел в свет первый коллективный сборник стихов и рассказов нижегородских литераторов «Начало», он публикует в печати свою оценку произведений молодых писателей: «…Всем им надо учиться… работать и работать, но уже и сейчас своим сборником они сделали неплохой вклад в нашу литературу. За неплохим началом должно прийти и хорошее продолжение».
Известный горьковский поэт Б.Е. Пильник вспоминал: «…Тогда И.А. Марченко был признанным критиком и редактором, и при его содействии выходили все наши книги и
журналы под грифом НАППа. Он боролся за отражение в наших стихах и рассказах «текущей» действительности, большое значение придавал такому оперативному и боевому жанру, как очерк. Занимаясь «пропагандой успехов социалистической перестройки нашей страны», мы участвовали в бригадах НАППа, отправляющихся на ударные стройки в Балахну (на бумкомбинат), на Автострой, помню, ездили мы с ним в Сормово. И.А. Марченко всегда находился на горячем рубеже времени. Он много делал для становления нижегородской пролетарской литературы, которая рождалась в острых конфликтах и противоречиях РАППа, в непримиримой борьбе со старым, обреченным
историей на слом…».
И.А. Марченко внимательно следил за всеми новинками крепнувшей советской литературы.«У него в портфеле всегда были новые книги — Сейфуллиной и Гладкова, Безыменского и Жарова »,— вспоминает его жена С.В. Бурцева. — Книги современников он читал с карандашом в руках, сразу же определял свое отношение, выступал с критическим анализом произведений М. Горького, А. Серафимовича, В. Маяковского, А. Безыменского.
Великолепно владея английским, французским, немецким, итальянским и польскими языками, Иван Александрович переводил прогрессивных зарубежных писателей.
И.А. Марченко множество раз встречался с рабочими литкружковцами, беседовал с ними о художественном мастерстве, о литературе. Выезжал на предприятия, выступал в печати. Некоторые рабочие стали выпускать брошюры «Мой опыт», выходившие при участии М. Горького и содействии ВЦСПС. В них они рассказывали о жизни советского рабочего, передовом опыте.
По обязанности главного редактора краевого издательства и ответственного редактора журнала «Натиск» Марченко прочитывал и правил тысячи печатных листов, читал и множество рукописей прозы, стихов начинающих литераторов. Относился к ним требовательно, но радовался каждой искре нового таланта. Многие часы в издательстве и НАППе посвящал он встречам и разговорам с молодыми и уже признанными писателями, людьми разных поколений, разных биографий и литературной судьбы.
Начало 1930-х годов в жизни РАППа было периодом не прекращающихся споров и дискуссий в оценках литературного процесса. Зимой 1932 года И.А. Марченко участвовал
во Всесоюзном совещании по критике, которое стало последним творческим совещанием РАППа.
С 1934 года И. Марченко работает под руководством А.М. Горького в секретариате и правлении Союза писателей СССР помощником ответственного секретаря по творческим вопросам, избирается секретарем парткома Союза советских писателей. Он плодотворно занимался литературоведением, переводами, пишет сценарии, редактирует раздел «Края и народы Союза » I —III томов Детской энциклопедии, участвует в работе Всесоюзного объединения по культурным связям с заграницей.
И.А. Марченко не порывает связей с горьковскими писателями. Ему, на улицу Воровского, 52, посылают они на просмотр свои рукописи, получают от него доброжелательные
критические отзывы.
С января 1938 года И.А. Марченко — заместитель директора, заведующий учебной частью и декан режиссерского факультета Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского. Он осваивает новое для себя поприще, поглощая несметное количество книг по искусству, становится театральным критиком.
Иван Александрович многое еще успел бы сделать как литературовед, критик и переводчик, если бы на страну не обрушилась война. 7 июля 1941 года он вступает в ряды народного ополчения, в Краснопресненскую дивизию. Последнее письмо пришло от него с датой 19 сентября 1941 года из под Ельни …
Имя И.А. Марченко высечено на мемориальной доске среди имен воинов, павших за Родину, на здании Государственного института театрального искусства в Москве, в Собиновском переулке.

Владимир ЖИЛЬЦОВ


Дата: 29.07.2010
Прочитано: 6080
0
Распечатать


Дополнительно по данной категории

13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Юродивая"
13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Тень стрелы"
13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Серафим"
13.10.2012 - Отзыв на книгу стихов Елены Крюковой "Зимний собор"
10.06.2012 - Усталые стихи. Отзыв на книгу Анатолия Гладышева «Первый сборник стихов».

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Заметили ошибку?
Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам сообщение.
Спасибо за внимание!
Новые книги

Михаил Чижов. Лишить жизни. Роман. Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 286 сю


Остросюжетный социальный роман, обличающий безудержную наживу, безнравственность и пошлость современной жизни.
Кат: Проза
Нет на складе

Валерия Белоногова. Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева. Н.Новго


Книга В.Ю. Белоноговой «Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева» посвящена судьбе известного музыкального критика первой половины XIX века. Улыбышев - автор первого в Европе фундаментального исследования о Моцарте.
Нет на складе

Михаил Чижов "Нижегородские сюжеты". - Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 288 с.


В книге представлены заметки и статьи на темы нижегородской и российской жизни. Большинство из них опубликованы в "Новой газете" в Нижнем Новгороде", а также в "Советской России", "Литературной газете", "Нижегородской правде".
Кат: Прочие
Нет на складе

Олег Рябов "Девочка в саду" (сборник рассказов). "Эксмо", М. - 2016. 352 с.


Перед нами — сборник рассказов удивительного писателя. Так чувствующего весь трагизм и комизм человеческой жизни, так тонко способного передать ее шум и ярость, что, кажется, его живые герои, их простые и странные истории всегда были с нами, мы не могли их не знать, не могли вместе с ними не жить. Каждый рассказ остается привкусом удивления на губах, запахом, облачком смыслов вокруг тебя, читающего…
Кат: Проза
Нет на складе

Олег Захаров, "Есть повод!" (ироническая поэзия). "Книги", 2016. - 176 с.


От автора: "кому-то надо реагировать на «косяки» бытовой жизни! Кто-то должен подмечать и заносить в анналы истории бездумные рекламные слоганы, отвалившиеся буквы и безграмотные транспаранты. Хотя бы для того, чтобы впредь их было меньше. Чтобы авторы идиотских приказов и законов, глупых рекламных кричалок и позорных инициатив хотя бы иногда «включали мозги» и не позорили ни себя, ни нас, ни нашу страну".
Кат: Поэзия
Цена: 200 руб

© ООО «Издательский дом «Земляки», 2007-2016
Web-разработка © Mr.Miksar