Здравствуйте! Приветствуем Вас на сайте писателей Нижегородского края LIT-NN.RU. Чтобы получить доступ к персональной части сайта, Вам необходимо авторизоваться. Если у Вас нет данных для авторизации, то Вам следует пройти регистрацию. |
СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ
ЛИТФОНД
КНИЖНАЯ ЛАВКА
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ПОИСК НА САЙТЕ
|
Мельников Павел Ивановичкоторой узости, способности сосредоточиться на чем-то одном, что могло бы обуздать порывы мечущегося таланта. Он серьезный историк (по преимуществу Древней Руси); педагог; основатель целого направления гуманитарной мысли, получившего позднее имя «литературное краеведение»; крупнейший, каких до сих пор нет, исследователь раскола. Важный чиновник, добросовестно тянувший лямку по Министерству внутренних дел, никогда у русских людей не вызывавшего расположения; эта служба отозвалась на его репутации. Он дослужился до тайного советника (по Табели о рангах - генеральский чин), ему, по его признанию, предлагали губернаторство. Он отказался, но стал «генералом от литературы», войдя в число русских классиков. Однако случилось это, когда жизнь стремительно пошла к закату. Последним творческим усилием он выпустил свою прославленную дилогию «В лесах» и «На горах». В тень от романов попали его блестящие рассказы, оригинальные, как все у него, образцовые произведения малого жанра, посвященные Нижнему и Нижегородскому краю. Повесть «Старые годы» (героем ее стал нижегородский магнат и самодур князь Грузинский) при всем ее успехе оказалась единственной. Мельников не был понят современниками, и до сих пор живет нелепая версия о том, что он не более чем писатель этнограф, лишенный подлинной художественной силы. Точно такой же предрассудок связан с его деятельностью чиновника, главным служебным занятием которого было исследование старообрядческого движения прошлого и настоящего. «Зоритель» раскольничьих скитов, как его называли, он уже в середине 50-х годов, пожертвовав карьерой, стал убежденным защитником раскола. Идея его была проста и выработана многолетними наблюдениями: надо оставить раскольников в покое, репрессии и преследования ни к чему не ведут, кроме увеличения сторонников старообрядчества. Оно же, выдержавшее самые жестокие гонения, не выдержит забвения и света просвещения, образования и свободной конкуренции с догматами и обрядами ортодоксального Православия. Так впоследствии и произошло. Но народная молва и интеллектуальная элита, настроенные скептически по отношению к властям предержащим, по прежнему считали его едва ли не главным врагом раскола. Его многочисленные работы по истории раскола и современному его состоянию (кроме тех, что появлялись в журналах), которые сделали бы честь любой литературе, научным исследованиям, публицистике (он никогда не позволял себе писать плохо, наотмашь), оставались за семью печатями как объекты «служебного пользования». Только спустя десятилетия некоторые из них были опубликованы благодаря усилиям его сына — художника и краеведа А.П. Мельникова. Конец его был драматичен. Словно сказались проклятия раскольников, которые не могли простить расторопному петербургскому чиновнику его преступления - похищения из Шарпанской обители особо почитаемой чудотворной иконы: утрата ее считалась верным знаком гибели старообрядческого движения. Ему отказывало зрение, слабела хорошо тренированная писательская память; рука не держала перо; красноречивый оратор, способный часами удерживать внимание большой аудитории, он терял дар речи, его могли понять только близкие люди. Последним усилием воли ему незадолго до смерти удалось завершить и опубликовать заключительную часть дилогии, роман «На горах». Внимательный взгляд заметит, что завершающие его главы - скорее конспект романа, чем сам роман. Он умирал, писательская смерть наступила раньше физической. Ныне слава Андрея Печерского, прочно державшаяся и прежде, испытывает новый подъем, интерес к его творческому наследию нарастает в России и за рубежом. Николай Фортунатов, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России
|
|
© ООО «Издательский дом «Земляки», 2007-2016
Web-разработка © Mr.Miksar |