Здравствуйте! Приветствуем Вас на сайте писателей Нижегородского края LIT-NN.RU. Чтобы получить доступ к персональной части сайта, Вам необходимо авторизоваться. Если у Вас нет данных для авторизации, то Вам следует пройти регистрацию. |
СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ
ЛИТФОНД
КНИЖНАЯ ЛАВКА
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ПОИСК НА САЙТЕ
|
Короленко Владимир ГалактионовичОн прибыл в наш город после шестилетней административной (т.е. без суда и следствия, к тому же по ложному доносу) ссылки. Началась она в средней полосе России, в городке Глазове, а закончилась под ударами властей в Восточной Сибири, в якутском поселении Амга, в туземной юрте с оконцами из льда вместо стекол. Первый же год пребывания в Нижнем был отмечен публикацией рассказа «Смерть Макара»; об авторе заговорили, о нем спорили. Повесть «Слепой музыкант» (центральный ее герой, да и сама идея были рождены уже нижегородскими наблюдениями) имела шумный успех и выдержала множество изданий. Литературное имя его было упрочено. В начале 90-х годов, после поездки из Нижнего на Чикагскую всемирную выставку, было опубликовано последнее его беллетристическое произведение — повесть «Без языка» (1893) с острыми наблюдениями над демократией по-американски. Неутомимый путешественник по Нижегородскому краю, он усиленно разрабатывал жанр очерка («За иконой», «Птицы небесные»). Знаменитая «Река играет» была так блестяще написана, что Горький опрометчиво принял ее за рассказ, и его ошибка (это был очень точный в мельчайших деталях путевой очерк) надолго укрепилась в научной литературе о Короленко, как и крайне субъективное, если не сказать ложное, истолкование героя очерка - Тюлина, без меры насыщенного Горьким символикой русского безволия и безалаберности. Идея очерка была совершенно иной и рожденной острым конфликтом нижегородской жизни: раскол, т.е. религиозная, нравственная распря, пустившая свои корни в народную душу и ставящая людей, которым нечего делить, во враждебные отношения друг с другом, будь то ожесточенные споры о церковных текстах, быт или склад характеров. Значительный блок нижегородских произведений был посвящен рассказам, основу которых составили его впечатления о недавней скитальческой ссыльной жизни; он определил их своеобразие (с ироническим подтекстом) как «очерки сибирского туриста», туриста поневоле, путешествующего под присмотром властей, проще говоря, под самым жестоким их преследованием. Характерно, что исключительно «нижегородским» вкладом Короленко стало его яркое новаторство: ему удалось, ни в чем, не погрешив против правды факта, трансформировать традиционный, давно существовавший жанр путевого очерка в очерковые циклы, живущие по своим, художественным законам. Их оказалось три: «Павловские очерки» (1890), «В пустынных местах» (1890), «В голодный год» (1892 93), и каждый из них под пером Короленко оказывался подлинной драмой русской жизни, схваченной острым взглядом писателя. Первый — гибель села кустарей и трагические условия их существования, на грани жизни и смерти; второй - закат старообрядческого движения на Керженце, живописной реке, облюбованной гонимыми сторонниками «древлего благочестия»; третий - бедствия нижегородской деревни в результате природных и социальных потрясений, с особенной силой сказавшихся в голодный 1891-92 год. Очень активно Короленко работал в НГУАК (Нижегородской губернской ученой архивной комиссии), разбирая старые рукописи, предлагая свои приемы их исследования. Особенно много усилий было отдано изучению материалов балахнинского магистрата. Из его докладов на заседаниях комиссии выросли многие публикации. Он спас переписку Кулибина: случайно уцелевшие рукописи, которым суждена была неминуемая гибель, передала ему, зная о его увлечении, известная нижегородская поэтесса А.Д. Мысовская; впоследствии разобранными им материалами пользовались многие, обращаясь к биографии знаменитого нижегородского механика самоучки, по его словам, «слишком поторопившегося появиться на свет». Еще одно направление творчества Короленко нижегородского периода, особенно актуализирующееся сейчас, в эпоху кризиса нынешних СМИ, - это его публицистика. Он часто говорил, что писатель лишь «наполовину»: одна часть отдана литературе, другая, значительно большая – стремлению вмешаться в жизнь, высказать свои идеалы, выставить на всеобщее обозрение недостатки и пороки не просто людей, а общественной системы, прячущейся в полутень. Он доказал, что перо журналиста - это опасное оружие, способное наносить и отражать удары. Его «партизанские набеги» публициста нередко становились победными, а газетные и журнальные статьи — общественными событиями; он боролся с лихоимством чиновников, с произволом властей так же открыто и дерзко, как и с нечистым на руку предпринимательством. Последняя его нижегородская работа, завершенная позднее, «Мултанское жертвоприношение», была сильнейшим ударом по судопроизводству России. Ему одному удалось освободить дважды осужденных на каторгу ни в чем не повинных людей и целую народность (удмуртов) от обвинения в ритуальных человеческих жертвоприношениях. Он был страстным борцом за права человека, за свободу личности. Настоящим подвигом писателя стали его шесть писем к А.В. Луначарскому, тогда наркому просвещения, в которых он одним из первых показал, к каким ужасным последствиям привели Россию псевдореволюционные решения. Николай Фортунатов, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России
|
|
© ООО «Издательский дом «Земляки», 2007-2016
Web-разработка © Mr.Miksar |