Литературный Нижний

Литературный Нижний
Здравствуйте! Приветствуем Вас на сайте писателей Нижегородского края LIT-NN.RU.
Чтобы получить доступ к персональной части сайта, Вам необходимо авторизоваться. Если у Вас нет данных для авторизации, то Вам следует пройти регистрацию.

ПОИСК НА САЙТЕ
 ИНФОРМАЦИЯ
- Главная - Лучшие - Популярные - Список -

Короленко Владимир Галактионович

Критика, публицистика Владимир Галактионович Короленко (1853 —1921).
Он прибыл в наш город после шестилетней административной (т.е. без суда и следствия, к тому же по ложному доносу) ссылки. Началась она в средней полосе России, в городке Глазове, а закончилась под ударами властей в Восточной Сибири, в якутском поселении Амга, в туземной юрте с оконцами из льда вместо стекол. Первый же год пребывания в Нижнем был отмечен публикацией рассказа «Смерть Макара»; об авторе заговорили, о нем спорили.

Повесть «Слепой музыкант» (центральный ее герой, да и сама идея были рождены уже нижегородскими наблюдениями) имела шумный успех и выдержала множество изданий. Литературное имя его было упрочено. В начале 90-х годов, после поездки из Нижнего на Чикагскую всемирную выставку, было опубликовано последнее его беллетристическое произведение — повесть «Без языка» (1893) с острыми наблюдениями над демократией по-американски.
Неутомимый путешественник по Нижегородскому краю, он усиленно разрабатывал жанр очерка («За иконой», «Птицы небесные»). Знаменитая «Река играет» была так блестяще написана, что Горький опрометчиво принял ее за рассказ, и его ошибка (это был очень точный в мельчайших деталях путевой очерк) надолго укрепилась в научной литературе о Короленко, как и крайне субъективное, если не сказать ложное, истолкование героя очерка - Тюлина, без меры насыщенного Горьким символикой русского безволия и безалаберности. Идея очерка была совершенно иной и рожденной острым конфликтом нижегородской жизни: раскол, т.е. религиозная, нравственная распря, пустившая свои корни в народную душу и ставящая людей, которым нечего делить, во враждебные отношения друг с другом, будь то ожесточенные споры о церковных текстах, быт или склад характеров. Значительный блок нижегородских произведений был посвящен рассказам, основу которых составили его впечатления о недавней скитальческой ссыльной жизни; он определил их своеобразие (с ироническим подтекстом) как «очерки сибирского туриста», туриста поневоле, путешествующего под присмотром властей, проще говоря, под самым жестоким их преследованием.
Характерно, что исключительно «нижегородским» вкладом Короленко стало его яркое новаторство: ему удалось, ни в чем, не погрешив против правды факта, трансформировать традиционный, давно существовавший жанр путевого очерка в очерковые циклы, живущие по своим, художественным законам. Их оказалось три: «Павловские очерки» (1890), «В пустынных местах» (1890), «В голодный год» (1892 93), и каждый из них под пером Короленко оказывался подлинной драмой русской жизни, схваченной острым взглядом писателя. Первый — гибель села кустарей и трагические условия их существования, на грани жизни и смерти; второй - закат старообрядческого движения на Керженце, живописной реке, облюбованной гонимыми сторонниками «древлего благочестия»; третий - бедствия нижегородской деревни в результате природных и социальных потрясений, с особенной силой сказавшихся в голодный 1891-92 год.
Очень активно Короленко работал в НГУАК (Нижегородской губернской ученой архивной комиссии), разбирая старые рукописи, предлагая свои приемы их исследования. Особенно много усилий было отдано изучению материалов балахнинского магистрата. Из его докладов на заседаниях комиссии выросли многие публикации. Он спас переписку
Кулибина: случайно уцелевшие рукописи, которым суждена была неминуемая гибель, передала ему, зная о его увлечении, известная нижегородская поэтесса А.Д. Мысовская; впоследствии разобранными им материалами пользовались многие, обращаясь к биографии знаменитого нижегородского механика самоучки, по его словам, «слишком поторопившегося появиться на свет».
Еще одно направление творчества Короленко нижегородского периода, особенно актуализирующееся сейчас, в эпоху кризиса нынешних СМИ, - это его публицистика. Он часто говорил, что писатель лишь «наполовину»: одна часть отдана литературе, другая, значительно большая – стремлению вмешаться в жизнь, высказать свои идеалы, выставить на всеобщее обозрение недостатки и пороки не просто людей, а общественной системы, прячущейся в полутень. Он доказал, что перо журналиста - это опасное оружие, способное наносить и отражать удары. Его «партизанские набеги» публициста нередко становились победными, а газетные и журнальные статьи — общественными событиями; он боролся с лихоимством чиновников, с произволом властей так же открыто и дерзко, как и с нечистым на руку предпринимательством. Последняя его нижегородская работа, завершенная позднее, «Мултанское жертвоприношение», была сильнейшим ударом по судопроизводству России. Ему одному удалось освободить дважды осужденных на каторгу ни в чем не повинных людей и целую народность (удмуртов) от обвинения в ритуальных человеческих жертвоприношениях. Он был страстным борцом за права человека, за свободу личности. Настоящим подвигом писателя стали его шесть писем к А.В. Луначарскому, тогда наркому просвещения, в которых он одним из первых показал, к каким ужасным последствиям привели Россию псевдореволюционные решения.

Николай Фортунатов, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России


Дата: 20.07.2010
Прочитано: 3458
0
Распечатать


Дополнительно по данной категории

13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Юродивая"
13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Тень стрелы"
13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Серафим"
13.10.2012 - Отзыв на книгу стихов Елены Крюковой "Зимний собор"
10.06.2012 - Усталые стихи. Отзыв на книгу Анатолия Гладышева «Первый сборник стихов».

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Заметили ошибку?
Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам сообщение.
Спасибо за внимание!
Новые книги

Михаил Чижов. Лишить жизни. Роман. Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 286 сю


Остросюжетный социальный роман, обличающий безудержную наживу, безнравственность и пошлость современной жизни.
Кат: Проза
Нет на складе

Валерия Белоногова. Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева. Н.Новго


Книга В.Ю. Белоноговой «Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева» посвящена судьбе известного музыкального критика первой половины XIX века. Улыбышев - автор первого в Европе фундаментального исследования о Моцарте.
Нет на складе

Михаил Чижов "Нижегородские сюжеты". - Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 288 с.


В книге представлены заметки и статьи на темы нижегородской и российской жизни. Большинство из них опубликованы в "Новой газете" в Нижнем Новгороде", а также в "Советской России", "Литературной газете", "Нижегородской правде".
Кат: Прочие
Нет на складе

Олег Рябов "Девочка в саду" (сборник рассказов). "Эксмо", М. - 2016. 352 с.


Перед нами — сборник рассказов удивительного писателя. Так чувствующего весь трагизм и комизм человеческой жизни, так тонко способного передать ее шум и ярость, что, кажется, его живые герои, их простые и странные истории всегда были с нами, мы не могли их не знать, не могли вместе с ними не жить. Каждый рассказ остается привкусом удивления на губах, запахом, облачком смыслов вокруг тебя, читающего…
Кат: Проза
Нет на складе

Олег Захаров, "Есть повод!" (ироническая поэзия). "Книги", 2016. - 176 с.


От автора: "кому-то надо реагировать на «косяки» бытовой жизни! Кто-то должен подмечать и заносить в анналы истории бездумные рекламные слоганы, отвалившиеся буквы и безграмотные транспаранты. Хотя бы для того, чтобы впредь их было меньше. Чтобы авторы идиотских приказов и законов, глупых рекламных кричалок и позорных инициатив хотя бы иногда «включали мозги» и не позорили ни себя, ни нас, ни нашу страну".
Кат: Поэзия
Цена: 200 руб

© ООО «Издательский дом «Земляки», 2007-2016
Web-разработка © Mr.Miksar