Литературный Нижний

Литературный Нижний
Здравствуйте! Приветствуем Вас на сайте писателей Нижегородского края LIT-NN.RU.
Чтобы получить доступ к персональной части сайта, Вам необходимо авторизоваться. Если у Вас нет данных для авторизации, то Вам следует пройти регистрацию.

ПОИСК НА САЙТЕ
 ИНФОРМАЦИЯ
- Главная - Лучшие - Популярные - Список -

ЗНАТОК ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЫ, КРАЕВЕДЕНИЯ

Критика, публицистика Нил БирюковНил Григорьевич Бирюков (1907 —1979)
В пятидесятые годы среди литераторов города Горького ходила такая эпиграмма:
Богат водою город Горький.
Текут у наших берегов
Река Ока с рекою Волгой
И Нил, который Бирюков.

Нил Григорьевич был высок ростом и поэтому слегка сутулился. У него было продолговатое лицо с впалыми щеками и резкими складками по сторонам большого улыбчивого рта. Внимательный взгляд из под очков мог мгновенно превратиться в ироничный.
Бирюков очень быстро и точно реагировал на слова и поведение собеседника. Был негромок, прост и искренен в общении. Зимой ходил в далеко не новом тулупе до колен, крытом серым плотным материалом и шапке ушанке. Его можно было принять за врача, школьного учителя, а иногда за мастерового — портного, столяра, стекольщика. Возможно, эта аналогия возникала потому, что он часто сдвигал очки на лоб и так ходил.

Между прочим, в юности он был учеником модельщика и потом работал модельщиком в цехе на «Красном Сормове»…
А был он русским интеллигентом! В самом высоком смысле этого слова! Он олицетворял это понятие. Это был сплав врожденных качеств и самовоспитания. Нил Григорьевич родился 25 ноября 1907 года в дворянской семье в Митаве в Курляндской губернии, потом этот город звался Елгавой и относился к Латвии. Отец его — Григорий Павлович Бирюков, родом из Смоленщины, вначале был армейским офицером, а потом чиновником Курляндского губернского правления. Он умер в декабре 1915 года в городе Двинске в прифронтовой полосе Первой мировой войны. В том же 1915 году мать Ольга Сергеевна вместе с сыном переехала в Сормово и поселилась в доме своего брата инженера сормовского завода Бориса Сергеевича Беликова.
Бирюкову было десять лет, когда произошла Октябрьская революция. Летом 1922 года он стал учиться в школе ФЗО как раз на модельщика. Потом на заводе вступил в комсомол и вскоре стал секретарем цеховой ячейки.
В 1927 году он поступил на вечерний рабфак. Стал рабкором, а затем штатным сотрудником газеты «Красный Сормович». Много печатался. В 1935 году его принимают в члены Союза писателей. И это определило всю его дальнейшую жизнь.
Нил Григорьевич был поэтом и обладал редкой литературной профессией — он писал либретто для опер и балетов. К нему обращались с заказами ведущие театры страны, которые, готовя премьеры, нуждались в переводах на русский язык иноязычных текстов опер или хотели обновить речевой стиль, а в некоторых случаях изменить и сюжетную канву классических опер. Понятно, что музыка при этом оставалась неизменной.
Имя Нила Бирюкова как либреттиста было на афишах Большого театра в Москве (оперы — «Галька» Монюшко, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Фиделио» Бетховена, «Питер Граймс» Бриттена), в Киеве (опера Верстовского «Аскольдова могила»), в Свердловске (опера Бортянского «Сын-соперник или Новая Стратоника»).
Великий современный оперный режиссер Борис Александрович Покровский писал Нилу Григорьевичу: «Наша совместная работа над «Фиделио» и «Галькой» незабываема, а результат вашей работы считаю образцом перевода оперного текста, еще никем не превзойденным!» Бирюков тесно сотрудничал с горьковским композитором Александром Александровичем Касьянова. Много лет они вместе работали над оперой «Степан Разин», которая в разные десятилетия вновь и вновь ставилась в Горьковском театре оперы и балета имени А.С. Пушкина.
После премьеры третьей редакции «Степана Разина» в ноябре 1977 года я подготовил репортаж о спектакле для программы «Время». Его несколько дней не показывали, я стал названивать в редакцию, спрашивать — почему. И услышал в ответ от моего московского куратора — «Ты что, сам не понимаешь: проходит сессия Верховного Совета СССР. Законной власти! А Степан Разин против кого бунтовал? Против законной власти — хоть и царской.. Вот закончится сессия — дадим!»
И действительно дали в эфир через два дня после заседания Верховного Совета. А показать раньше боялись, вдруг наверху это поймут, как намёк в программе «Время» на несогласие с политикой властей. Тогда уже обретали активность диссидентские выступления.
В пятидесятых и шестидесятых годах Н.Г. Бирюков был ответственным секретарем Горьковской областной писательской организации. Он тогда часто наведывался в городской студенческий клуб, который располагался в Доме ученых и где собирались молодые поэты студенты, и присматривался к молодым перспективным авторам. Беседовал с ними о творчестве нижегородских писателей разных поколений, обсуждал новинки поэзии, которая тогда занимала главные рубежи в литературе благодаря творчеству Евтушенко, Рождественского, Вознесенского, Ахмадулиной, чутко вслушивался в стихи Ю. Адрианова, А. Вострилова, А. Гринеса, И. Морозовой, Н. Рачкова, В. Шамшурина, А. Цирульникова. Это было очень интересное и благотворное общение.
Это Бирюкову принес свои стихи никому еще не известный Александр Люкин. И Бирюков первым оценил талант Александра Ивановича и направил его в Москву на Высшие литературные курсы, а потом инициировал прием Люкина в Союз писателей, также при поддержке Бирюкова в Союз был принят Юрий Адрианов.
Н.Г. Бирюков был знатоком истории и литературы, замечательным краеведом. Он среди организаторов первых поэтических праздников в пушкинском Большом Болдине. Его призыв находил отклик в сердцах поэтов, прозаиков, музыкантов, художников, литературоведов из Москвы, Ленинграда, Горького, Саранска, Арзамаса. Ехали сюда не по заданию творческих союзов, театров, филармоний, вузовских кафедр, а по собственному желанию в свои выходные, отгулы и отпуска. Чаще всего за свой счёт. Редко — за командировочные шиши. Во многом благодаря Бирюкову, обстановка здесь складывалась простая и добрая. Выступали со стихами и научными сообщениями перед жителями райцентра, соседних сел и деревень. Жили тут, кто сколько мог. Помнится, в сентябре 1968 года осенний пушкинский праздник продолжался больше недели. Тогда у Юрия Адрианова родились строки: «Мерцают Болдина пруды зеленым отражённым светом…»
Нил Григорьевич увлекался филателией, много лет возглавлял областной филателистический клуб и сам себе отправлял из Болдина в Горький письма и открытки, чтобы получить таким образом по официальной почте гашения в честь пушкинских дат.
Нил Григорьевич поименно знал всех замечательных стариков в нижегородской глубинке, так или иначе причастных к литературному творчеству и краеведению. И по возможности, как мог, помогал им морально и материально из средств Литфонда…
Когда Нилу Григорьевичу оставалось жить считанные дни (он погибал от рака поджелудочной железы), его в больничной палате навестил старый товарищ писатель Николай Иванович Кочин. Увидев, как плохо выглядит Бирюков, Кочин участливо поинтересовался:
— Скажи, Нил, тяжело тебе умирать?
Нил Григорьевич, превозмогая затрудненное дыхание, ответил:
— Да, знаешь, Коля, как-то непривычно, ведь это же со мной первый раз …
И попытался улыбнуться…

Александр ЦИРУЛЬНИКОВ


Дата: 02.08.2010
Прочитано: 6021
0
Распечатать


Дополнительно по данной категории

13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Юродивая"
13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Тень стрелы"
13.10.2012 - Отзыв на книгу Елены Крюковой "Серафим"
13.10.2012 - Отзыв на книгу стихов Елены Крюковой "Зимний собор"
10.06.2012 - Усталые стихи. Отзыв на книгу Анатолия Гладышева «Первый сборник стихов».

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Заметили ошибку?
Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам сообщение.
Спасибо за внимание!
Новые книги

Михаил Чижов. Лишить жизни. Роман. Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 286 сю


Остросюжетный социальный роман, обличающий безудержную наживу, безнравственность и пошлость современной жизни.
Кат: Проза
Нет на складе

Валерия Белоногова. Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева. Н.Новго


Книга В.Ю. Белоноговой «Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева» посвящена судьбе известного музыкального критика первой половины XIX века. Улыбышев - автор первого в Европе фундаментального исследования о Моцарте.
Нет на складе

Михаил Чижов "Нижегородские сюжеты". - Нижний Новгород: БИКАР, 2016. - 288 с.


В книге представлены заметки и статьи на темы нижегородской и российской жизни. Большинство из них опубликованы в "Новой газете" в Нижнем Новгороде", а также в "Советской России", "Литературной газете", "Нижегородской правде".
Кат: Прочие
Нет на складе

Олег Рябов "Девочка в саду" (сборник рассказов). "Эксмо", М. - 2016. 352 с.


Перед нами — сборник рассказов удивительного писателя. Так чувствующего весь трагизм и комизм человеческой жизни, так тонко способного передать ее шум и ярость, что, кажется, его живые герои, их простые и странные истории всегда были с нами, мы не могли их не знать, не могли вместе с ними не жить. Каждый рассказ остается привкусом удивления на губах, запахом, облачком смыслов вокруг тебя, читающего…
Кат: Проза
Нет на складе

Олег Захаров, "Есть повод!" (ироническая поэзия). "Книги", 2016. - 176 с.


От автора: "кому-то надо реагировать на «косяки» бытовой жизни! Кто-то должен подмечать и заносить в анналы истории бездумные рекламные слоганы, отвалившиеся буквы и безграмотные транспаранты. Хотя бы для того, чтобы впредь их было меньше. Чтобы авторы идиотских приказов и законов, глупых рекламных кричалок и позорных инициатив хотя бы иногда «включали мозги» и не позорили ни себя, ни нас, ни нашу страну".
Кат: Поэзия
Цена: 200 руб

© ООО «Издательский дом «Земляки», 2007-2016
Web-разработка © Mr.Miksar